Во время кризиса потребители осознали неоправданность тех темпов потребления, которые считались нормой 1,5-2 года назад. Ощущая стабильность в работе и поддержку со стороны банков, люди старались обновить автомобиль не реже, чем раз в два-три года, а мобильный телефон вообще считали расходным материалом.
Однако в июне текущего года топ-менеджер украинского металлургического холдинга отметил: «Если весь мир на два-три года перестанет производить автомобили, то никаких катастроф не произойдет». С точки зрения потребителя, я поддерживаю это утверждение, с которым вряд ли согласятся продавцы машин. Производители автомобилей, бытовой техники и прочих товаров уже больше года ведут борьбу за клиентов, которые, оказавшись без поддержки со стороны банковского сектора, резко сократили расходы. Снижение объемов реализации привело к негласному сокращению затрат и оптимизации внутренних процессов. Однако у большинства крупных компаний есть и публичная деятельность, которая обходится в копеечку. Но именно из-за публичности не каждое предприятие готово на радикальное сокращение затрат на спорт или благотворительность.
И в этом случае стоит обратить внимание на Японию, которая два десятка лет живет в состоянии перманентного кризиса. Крупнейшие корпорации Страны восходящего солнца наработали колоссальный опыт в сфере кризисного менеджмента, начиная от кайдзен (система непрерывного снижения затрат и повышения качества) и заканчивая конкурентной борьбой на внешних рынках. Однако в последнее время японские компании начали отказываться от затратных имиджевых программ. Больше всего от японцев недополучат автомобильные гонки в классе «Формула-1», которые являются главной целью большинства автомобильных корпораций.
В прошлом году формульную программу свернула Honda, и руководители компании сейчас довольны принятым решением. Ведь, по оценкам экспертов, автопроизводитель сэкономил примерно $220 млн., которые были направлены на реструктуризацию, оплату долгов и разработку экологически чистых технологий.
А на прошлой неделе о желании покинуть королевские гонки объявили поставщик шин Bridgestone и команда Toyota. Если шинники уйдут из «Формулы-1» в конце 2010 г., то автопроизводители сворачивают формульную программу прямо сейчас. Ни одной победы за восемь лет — откровенно слабый показатель, тем более что британские СМИ называли Toyota F1 самой богатой командой, оценивая ее бюджет в сумму от $270 до $499 млн. ежегодно. Подозреваю, что самураи в подобных случаях делали харакири. Но вряд ли спортивные результаты повлияли на решение руководства концерна. Скорее всего, были учтены производственные итоги — за девять месяцев текущего года Toyota опустилась на второе место в мире по продажам автомобилей, уступив лидерство Volkswagen.
Отказываясь от «Формулы-1», руководители корпорации дают сигнал, что в ближайшие годы рынок может не простить расходов на такие «игрушки». Ведь большинство покупателей новых автомобилей в первую очередь обращают внимание на стоимость, а вот достижения производителя в автоспорте — не решающий фактор для массового сегмента потребителей.
Колонка Артема Ильина, директора ООО «Редакция журнала «Металл»