Финансы

Затаившиеся газы

В январе потребительские цены увеличились на 1,2%. Эксперты называют этот рост непоказательным и предполагают, что инфляционные прогнозы можно дать только после того, как будет окончательно определена цена газа для промышленности и населения.

По данным Госкомстата, потребительская инфляция (CPI) в Украине в январе составила 1,2%. В минувшем месяце цены на продовольственные товары выросли на 1,6%, что вызвано преимущественно сезонными факторами и морозами (выросли в цене овощи, фрукты). Похоже, что рост цен на мясо, который сильно влиял на CPI в минувшем году, в значительной мере исчерпал себя. Стоимость услуг выросла на 0,9%, цены на непродовольственные товары сохранились неизменными.


На первый взгляд показатели достаточно неплохие. Сейчас январская инфляция меньше, чем в любой год за последние десять лет, не считая дефляционного 2002-го (тогда было 1%). Среднегодовая инфляция продолжила свое замедление и впервые за последние 16 месяцев опустилась ниже 10% отметки. «Это хорошие новости, учитывая опасность «ценовой истерии», которая появилась после подписания газового договора и отставки Кабмина»,— говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По его мнению, в 2006 г. на CPI больше всего будет влиять изменение тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ. «Это поднятие неизбежно, учитывая рост цен на газ и долгий мораторий на поднятие многих тарифов. Скорее всего, этот фактор окажет влияние на инфляцию со II квартала после выборов»,— отмечает г-н Жолудь. Он предполагает, что в целом инфляция в
2006 г. будет приблизительно та же, что и в 2005-м.


Однако многие другие эксперты опасаются давать конкретные прогнозы годичного изменения индекса цен. Руководитель группы советников главы Национального банка Валерий Литвицкий утверждает, что на пути к построению годового прогноза инфляции стоят три основных препятствия. Во-первых, это отсутствие надежной информации о намерениях правительства в области тарифной политики, в т.ч. услуг ЖКХ. Во-вторых, нет расчетов Минэкономики о влиянии новых газовых цен на динамику товарного предложения. В-третьих, министерство отозвало прогноз макропоказателей. Кроме того, представители Верховной Рады и правительства сделали заявления о намерениях пересмотра бюджета. По мнению г-на Литвицкого, шансы удержать инфляцию на уровне 8,7% (прогноз, заложенный в бюджете) примерно один из двух.


А первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов пообещал «ЭИ» сделать все, чтобы удержать рост цен в пределах однозначного числа. «Мы однозначно будем влиять на базовую инфляцию монетарными методами. Однако если будет административное увеличение тарифов на энергоносители для населения или предприятий, на эту составляющую мы повлиять не сможем»,— заявил Анатолий Васильевич. Он сообщил, что сейчас на корсчетах украинских банков «висят» около
4 млрд. грн. Однако г-н Шаповалов не разделяет мысль о том, что избыточная ликвидность банковской системы создает инфляционный навес над экономикой. «За январь кредиты юрлицам выросли всего на 2%. Банкиры сейчас не спешат и выжидают, как повлияет изменение цен на энергоносители на платеже­способность клиентов. Кроме того, существует и политическая нестабильность»,— сообщил нацбанковец. По мнению Анатолия Шаповалова, замедление темпов кредитования не приведет к снижению экономической активности. «Январь этого года повторяет тенденции прошлого, ничего особенного в этом нет»,— говорит г-н Шаповалов.


А вот по мнению экс-главы департамента валютного регулирования Нацбанка Сергея Яременко, инфляционные процессы просто затаились. Они проявятся после того, как будут утверждены новые цены на газ. «Даже если цены на газ для населения будут заморожены, то взнос цен производителей в индекс инфляции все равно будет значительным»,— утверждает г-н Яременко. По его мнению, в этом и в прошлом году причины инфляции кроются не в монетарной политике НБУ. Поэтому возможности по снижению роста цен инструментами, доступными Нацбанку, минимальны. «Подозреваю, что правительство и в этом году будет требовать от НБУ сдерживания инфляции монетарными методами, что, в свою очередь, будет снижать экономическую активность. Ситуация этого года требует других подходов. В данном случае рост цен на энергоносители угнетающе действует на экономику. Он вызывает объективные изменения в структуре экономики и рост инфляции, с которыми придется мириться. Рост цен на энергию нельзя компенсировать. Поэтому необходимо определиться, при каких темпах роста (или падения) ВВП мы хотим удержать инфляцию на уровне 8,7%»,— говорит Сергей Яременко.


Кстати, 8 февраля должны появиться новые макроэкономические прогнозы Минэкономики, пообещал вчера глава министерства Арсений Яценюк. Однако четкие экономические и бюджетные ориентиры мы увидим, только когда станет ясно, сколько будет стоить газ для конечных потребителей. Сейчас же до сих пор пока не понятно, какая может быть цена газа в первом полугодии, а на второе полугодие она вообще не определена. Пока нет четких ценовых ориентиров, общих прогнозов по инфляции ожидать не стоит.

dubinskiy