Финансы

А поговорить?..

Собравшиеся вчера на открытие ежегодного форума «Банк-Развитие-2005» банкиры утверждали, что в Украине до сих пор нет стратегии развития национальной финансовой системы — все важнейшие финансовые решения ныне принимаются наспех. Более того, принимаются НБУ и банками самостоятельно. А так быть не должно — в этот процесс обязательно надлежит включиться и правительству. Пока же Нацбанк для решения насущных проблем предлагает своим подопечным активно сливаться и поглощаться, и превращать закрытые АО в открытые.



Высокие гости, которых ожидали на открытие мероприятия, но которые, как обычно, не явились, видимо уверены, что финансисты и без них разберутся в своих проблемах. «Верю, что ваш интеллектуальный потенциал позволит развивать банковскую систему»,— заявил от имени Президента его помощник Павел Гайдуцкий. Участники мероприятия от перспективы самостоятельно разбираться в проблемах банковской системы не в восторге: «НБУ и банки не смогут самостоятельно решить проблемы финансовой системы. Правительство тоже должно подключиться к этому процессу»,— заявил выступавший следом за представителем Президента первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов.


Он подчеркнул, что существует три основных проблемы, которые пытается решить НБУ. Во-первых, это капитализация. Темпы роста банковской системы все еще значительно выше, чем темпы роста экономики. Несмотря на то, что активы банков растут ежегодно на 40-60%, прирост их капитала не превышает 25-30%. «В результате норматив адекватности капитала в целом по банковской системе за последние несколько лет снизился с 21% до 15%»,— сожалел нацбанковец. По его словам, такой перекос может привести к тому, что финансовая система станет тормозом в развитии экономики. А вхождение на рынок филиалов иностранных банков только обострит конкуренцию в отрасли. В качестве мер для повышения капитализации своих подопечных Нацбанк предлагает им активно сливаться и поглощаться. Анатолий Шаповалов считает, что пришло время наращивать капитализацию и госбанков, через которые государство сможет влиять на реальный сектор экономики.


Во-вторых, Нацбанк интересует уровень корпоративного управления в банках. «Необходимо ужесточить ответственность наблюдательного совета банка и собственников за решения правления»,— вещал г-н Шаповалов. Кроме этого, по его мнению, необходимо переломить менталитет собственников банков «и превратить закрытые АО в открытые». Тогда, дескать, население сможет покупать акции банковских учреждений, и наличные деньги через банки заработают на развитие экономики. В-третьих, регулятор обеспокоен прозрачностью банковских учреждений. По данным НБУ, каждый третий банк в Украине не может сбалансировать свои активы и пассивы. «Большие риски»,— сожалел Анатолий Васильевич. И в очередной раз напомнил, что НБУ переходит на превентивный метод надзора на основе оценки рисков. «Будем предупреждать нарушения»,— обещался чиновник.


Вице-президент Ассоциации украинских банков Антонина Паламарчук больше говорила о проблемах рынка, а не регулирования. Она заявила, что в Украине нет стратегии развития национальной финансовой системы. Мол, сейчас важнейшие финансовые решения принимаются наспех, без соответствующего анализа. «Мы не против иностранного капитала, но нужно защищать свой рынок от воздействия внешних негативных факторов. Мы не против присутствия на рынке иностранных банков, но нужно взвесить все «за» и «против» такого процесса»,— декларировала позицию рынка г-жа Паламарчук.


В кулуарах мероприятия журналисты вдоволь могли пообщаться с «тузами» финансового рынка. Например, глава Совета НБУ Валерий Геец после долгих уговоров рассказал, что верит: инфляция по итогам года не превысит 11%. По словам эксперта, рост потребительских цен может составить 14-15% только в том случае, если неудачей закончатся переговоры между Украиной и Россией о цене энергоносителей. Его поддер­жал и Анатолий Шаповалов, который выразил уверенность, что Нацбанку и правительству удастся удержать инфляцию в пределах однозначного числа или «чуть больше». Объясняя дотошным журналистам причины ревальвации и ее влияние на сдерживание инфляционных процессов, Анатолий Васильевич в точности повторил слова своего шефа Владимира Стельмаха (см. «ЭИ» №232). А рядом такую модель денежно-кредитной политики в очередной раз критиковал экс-замглавы НБУ Сергей Яременко. «Мы испугались воздействия на монетарные агрегаты полутора миллиардов долларов, в то время как — исходя из инвест­стратегии по реструктуризации экономики — стране нужны инвестиции в десятки раз большие. Что подтверждается средним показателем инвестиций на душу нашего населения по сравнению с восточноевропейскими странами. Так что же правильнее: ориентация на внешние инвестиции, или монетарная политика?»— вопрошал Сергей Александрович. Он еще раз подчеркнул, что переходная экономика нуждается в расширении монетарной базы для подпитки своего роста. «Мы все время говорим о сверхликвидности, утверждаем, что нужно сжимать денежную массу. Но лично я никогда не пользовался понятием избыточная денежная масса. Нужно просто научиться направлять деньги не на потребление, как это любят у нас, а в развитие реального сектора»,— уверен финансист.

dubinskiy