Для этого Киеву надо изменить тактику и поддержать активность «Газпрома» в реализации проекта «Южный поток», чтобы мощности Трансбалканского газопровода освободились для возможных реверсивных поставок туркменского газа на украинский рынок.
Усилия России по лоббированию проекта «Южный поток» для минимизации транзита российского газа в страны ЕС через украинскую газотранспортную систему могут оказаться выгодны Киеву для диверсификации поставок голубого топлива. И благодаря этому осуществятся, казалось, нереальные планы по транспортировке на украинский рынок туркменского газа. Причем «Нефтегаз Украины» сможет избежать сложных переговоров с «Газпромом», чтобы добиться согласия монополии на его транзит через российскую территорию.
Парадоксы газового рынка
Дорогу к реализации такого плана открыли итоги вчерашних переговоров в Ашхабаде президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова и президента Турции Абдуллы Гюля, которые подписали рамочное Соглашение о сотрудничестве в поставках природного газа из Туркменистана в Турцию.
С середины 1990-х годов Анкара высказывала заинтересованность в выводе каспийских энергоносителей в Европу через турецкую территорию. Для этого необходимо проложить по дну Каспия к азербайджанскому берегу трубопровод длиной около 300 км, откуда топливо может попасть в Турцию, которая граничит с европейскими странами. Такой Транскаспийский проект, в свою очередь, мог бы стать частью других масштабных проектов по поставкам каспийских энергоресурсов на европейские рынки: Nabucco, AGRI и TANAP, участником которых является Анкара.
Транскаспийский проект эксперты считают наиболее оптимальным способом доставки туркменского газа в Европу. И хотя правовой статус Каспия пока не определен (страны, имеющие к нему выход, продолжают согласовывать позиции по этому поводу), в Ашхабаде полагают, что для прокладки трубопровода через его акваторию достаточно согласия только Туркменистана и Азербайджана, территорию которых включает Транскаспийский проект. Представители Госнефтекомпании Азербайджана уже подтвердили готовность предоставить свои транзитные возможности и инфраструктуру для его реализации.
Согласованные действия Баку, Ашхабада и Анкары могут быть выгодны и Украине, которая неоднократно заявляла о стремлении возобновить прямые закупки туркменского газа. Если он сможет прийти на турецкий рынок, то сможет достичь и украинских потребителей. Этому будет способствовать также активность «Газпрома» в строительстве газопровода «Южный поток» для поставок российского газа в обход Украины в Европу. Хотя «Нефтегаз» утратит часть транзитных доходов от «Газпрома», но взамен Киев получит весомую компенсацию в виде альтернативного источника газовых поставок: «Ввод в строй «Южного потока» освободит Трансбалканский газопровод для возможных реверсивных поставок газа из Каспийского региона в Украину», – отмечают в консалтинговой компании East European Gas Analysis.
Трансбалканский газопровод – это так называемый «западный маршрут», по которому сейчас поставляется российский газ через Украину, Румынию и Болгарию для обеспечения Стамбула (около 15% всего объема потребления газа в год в Турции). В 2011 году турецкая компания BOTAS, не добившись скидок от «Газпрома», уже принимала отказывалась от поставок газа из России по этому маршруту. Но конфликт между сторонами был исчерпан, и газопровод остался задействован.
Бессмысленные ожидания
Расширение газового сотрудничества Украины и Турции может сделать несостоятельным один из ключевых аргументов украинских властей по усилению интеграции в рамках Таможенного союза – мол, это откроет доступ Украине к использованию российской газотранспортной системы для транзита каспийского газа (сейчас «Газпром» обладает монопольным правом на эксплуатацию российских газопроводов)
«Де-факто Россия в любом случае не допустит другие страны и компании к своему газопроводу», – уверен эксперт Владимир Сапрыкин. Он сомневается, что в обозримом будущем страны-участники Зоны свободной торговли СНГ смогут договориться о свободном взаимном доступе к трубопроводам друг друга, хотя соглашение о создании такого интеграционного объединения содержит это условие. «Вряд ли в СНГ будет свободный доступ к газопроводам третьих стран. Это именно то, против чего всегда выступала Россия, именно поэтому она вышла из Европейской энергетической хартии и сейчас ведет борьбу с ЕС, который вводит правила либерализации и конкуренции на газовом рынке. Надежды беспочвенны. Законодательство РФ говорит о том, что преимущественным экспортером является «Газпром». Он ущемляет не только третьи страны, но и своих собственных национальных конкурентов. Говорить о том, что будут допущены иностранные компании – бессмысленно», – отметил Владимир Сапрыкин.
Эксперты прогнозируют, что Россия согласится пропустить туркменский газ в Украину по своим газопроводам только при условии создания двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. «Либо Украина может ждать, пока будут построены обходные пути», – полагает Валентин Землянский. Он уточнил, что речь идет о строительстве Транскаспийского газопровода, с помощью которого Туркменистан получит возможность выхода на европейские рынки через Азербайджан, Грузию либо Турцию.
В Кабмине согласия нет
В правительстве официальные мнения о том, когда туркменский газ поступит на украинский рынок, расходятся. Это стало очевидно после того как в этом году 13 февраля «Нефтегаз Украины» и «Туркменгаз» подписали Меморандум о поставках газа в Украину. В тот же день Президент Украины Виктор Янукович после переговоров с Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым подтвердил, что Украина заинтересована в практической реализации положений этого документа. А через неделю, 20 февраля, премьер Николай Азаров подписал поручение для вице-премьера Юрия Бойко, министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого и министра экономики Игоря Прасолова «немедленно» начать подготовку документов, необходимых для реализации договоренностей в газовой сфере, достигнутых с Туркменистаном.
Это позволило Эдуарду Ставицкому сделать заявление, что уже до конца 2013 года туркменский газ может прийти на украинский рынок. Планируется, что объем закупок составит около 10 млрд. куб. м газа в год при цене менее $280 за 1 тыс. куб. м. Однако впоследствии Министерство финансов подготовило для инвесторов проспект эмиссии суверенных евробондов, в котором изложена информация, противоречащая ожиданиям главы Минэнерго. В документе Минфина говорится, что Украина не рассчитывает на возобновление в 2013 году поставок туркменского газа, импорт которого по прямым договорам с Туркменистаном был приостановлен в 2006 г. Также в документе отмечается, что ранее Туркменистан подтвердил наличие ресурсов, необходимых для обеспечения поставок газа в Украину. Однако позиция Туркменистана состоит в том, что такие поставки возможны только после согласования условий с Россией по транзиту туркменского газа.
Впрочем, новые данные о перспективах и возможностях поставок туркменского газа в Турцию могут открыть украинский газовый рынок для Ашхабада, игнорируя позицию Кремля.