Экономика

Финансовые беглецы: почему иностранные банки уходят из Украины

В прошлом году доля иностранного капитала в украинских банках сократилась с 42 до 39,5%. И как считают финансовые эксперты, в текущем году упадет еще, стремясь к минимальной отметке 2003 года, когда она едва достигала 10%. В самом начале года появилась информация о том, что на продажу выставлено предприятие Cyprus Popular Bank - «Марфин Банк». Далее стало известно о планах Swedbank покинуть нашу страну.

В конце месяца распространились слухи о возможной продаже Банка Кипра. В начале февраля в СМИ появилась информация о поиске потенциальных покупателей для украинской «дочки» греческого Alpha Bank – «Астра банка». А за несколько дней до этого иностранные инвесторы ушли из банка «Киевская Русь». Остановили свою деятельность на украинском рынке такие серьезные финансовые учреждения, как один из мировых лидеров, немецкий Commerzbank, австрийская Erste Group, голландский Credit Europa Bank и др. Как правило, это сопровождается продажей всех активов по цене ниже покупки.

Одна из очевидных причин этого – низкие темпы развития финансового сектора в Украине. До кризиса ежегодный рост активов составляло около 80% (что и стало причиной инвестиций в украинский финансовый сектор). Но в последние годы даже планы на рост на 30-35% не совпадают с фактическими делами. К тому же, в наличии непростая финансовая ситуация в целом в Европе. Однако можно сказать, что более весомой причиной является не замедление экономического развития, а вовсе не европейские стандарты поведения отечественных чиновников и заемщиков. Ведь безнаказанными финансовые махинации остаются неотъемлемой частью банковской статистики.

Собственно, период массового распространения доступных и крупных кредитов, а затем финансовый кризис стали их расцветом. В первом случае наиболее популярным стало кредитование фиктивных фирм или физических лиц с исчезновением заемщиков. Во втором – кража государственных денег.

Еще одна действенная схема заключается в формировании безнадежной кредиторской задолженности, например, перед третьими лицами и банкротство. Или в отчуждении объектов недвижимости, предоставленных в залог и обеспечивающих выполнение обязательств по возврату кредитных средств.

Принципиальность банка и попытки следовать букве закона в таких случаях ставит его в проигрышную позицию. Собственно, это подтверждает опыт Commerzbank, который вложив в развитие бизнеса банка «Форум» почти $ 1,7 млрд. Как раз перед кризисом немцы выложили $600 млн. за 60% акций банка, но финансовая ситуация на рынке сразу привела к убыткам. Потребность «Форума» в дополнительном капитале в середине 2009 года составила около 1 млрд. грн. Но как только Commerzbank увеличивал капитал своей украинской «дочки», сразу же возникал какой-нибудь конфликт, сводивший усилия на нет.

Один из таких конфликтов в банке «Форум» возник с компанией «Спарта», которая получила значительные валютные кредиты под залог объектов строительства и земельных участков в центре Днепропетровска. Таких объектов было немало, ведь как рассказывал в интервью после убийства Аксельрода Геннадий Корбан, его друг и партнер «за последнее десятилетие сделал для Днепропетровска больше, чем все мэры вместе взятые – за 20 лет независимости». Причем Аксельрод рисковал «ради общего блага собственными и заемными средствами» и на строительстве «не заработал ни копейки».

Очевидно, именно этим можно объяснить то, что в 2008 году заемщиками начался процесс отчуждения объектов ипотеки, в который были вовлечены днепропетровские суды и органы местного самоуправления. А к середине 2011 года «Спарта», которой покойный бизнесмен руководил вместе с партнерами Мироном Сосновским и Олегом Левиным, была признана банкротом. По словам Корбана (также якобы имевшего опосредованную причастность к «Спарте»), в этом нет ничего экстраординарного, и волноваться не надо. Ибо «если следовать милицейской логике, то к текущему моменту банкиры должны были бы перестрелять уже тысячи руководителей компаний-банкротов».

Однако в результате этой операции владельцами объектов, предоставленных банку под залог (в частности, реконструированные ТЦ «LIBRARY» и ТЦ «Европа»), стали оффшорные компании и юридические лица, связанные со «Спартой». Таким образом, уже бывшие заемщики сегодня являются единоличными инвесторами и, фактически, владельцами доходных торговых центров. А развязанная против банка информационная война стоила ему миллионных оттоков средств вкладчиков и оставила проблемный кредит подвешенным в воздухе. В результате его владельцы решили просто закрыть свои позиции в Украине, так и не сумев подстроиться под местные реалии.

Собственно, это неумение (очень неуместное с точки зрения украинского бизнеса), и является главным объяснением массовому уходу иностранных банков. Но для Украины это означает, что она только все больше отдаляется от европейских стандартов, к которым теоретически стремится. Хотя в ноябре прошлого года тогдашний глава Нацбанка (а впоследствии вице-премьер) Сергей Арбузов просил не обобщать ситуацию с присутствием иностранных банков только на основе примера с «Форумом», кажется, что именно из таких инцидентов и вырисовывается имидж Украины, не позволяющий ей покинуть последние строчки мировых инвестиционных рейтингов.

semenov