Экономика

Шахтеров довели до протестов

Невыполнение экономических требований шахтеров и энергетиков может привести к их массовым волнениям

В последние 15-20 лет шахтеры не слишком активно высказывали свою позицию. В стране выросло целое поколение, для которого стук касок под стенами Кабмина – не более, чем красочная легенда-страшилка. Горняки привыкли прибегать к радикальным мерам лишь в очень критической ситуации. После того, как протесты 1989 г. стали предвестником развала Советского Союза, в независимой Украине масштабные акции шахтеров, как ни странно, проводились лишь дважды — в 1995 и в 1998 гг. В 2015 г. предпосылок для их повторения едва ли не больше, чем в «лихие» 90-е.

Задолженность по зарплате, невозможность реализовать свою продукцию по рыночной цене, засилье импорта, отмена дотаций на поддержку отрасли, перспективы масштабного закрытия шахт — это далеко не полный перечень факторов, которые способны вывести шахтеров на улицы. Но, пожалуй, главным может стать нежелание властей — а в особенности профильного министерства во главе с Владимиром Демчишиным — идти на диалог с отраслью.

21 апреля шахтеры впервые с конца 1990-х гг. соберутся на масштабный съезд, где зададут чиновникам все интересующие их вопросы. На мероприятие, организованное совместно крупнейшими профсоюзами отрасли, приглашены президент Петр Порошенко, премьер Арсений Яценюк и руководство отрасли. Приедут более 700 делегатов со всех шахт, мэры горняцких городов, энергетики, которые напрямую зависят от поставок «черного золота».

Собака на сене

Главная проблема правительства во взаимодействии с шахтерами — нежелание решать вопросы горняков комплексно. Вместо того, чтобы рассчитаться по зарплатным долгам (на некоторых государственных шахтах долги по зарплате «висят» еще с декабря, а общая сумма долга подбирается к 1 млрд. грн.), Кабмин лишь выписывает шахтерам «подачки». Выделенных недавно для решения проблем угольной отрасли 400 млн. грн. едва ли хватит, чтобы выплатить текущие заработные платы и погасить задолженность за 1-2 месяца. При этом внутри рынка существует еще целая цепочка долгов, в частности, «Энергорынок» должен генерации почти 10 млрд. грн. Что делать с этими и остальными долгами — непонятно.

«Скорее всего, именно разовыми выплатами будут гасить недовольство как минимум год. Чтобы держать цену на прежнем уровне, необходимо вернуть дотации отрасли. Но в сегодняшних экономических условиях это невозможно, поэтому государство ограничится разовыми погашениями долгов по зарплате», — уверен политолог, глава Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, сегодняшнее управление угольной отраслью и ситуация с разовыми погашениями шахтерам государственных угольных объединений долгов по зарплате — это экстраполяция неспособности власти решить вопрос системного вывода страны из экономического кризиса. «Пообещали заплатить – заплатили часть, сбили температуру. Но это не лечение болезни. Сегодняшняя власть неспособна системно вопрос решить, поэтому затыкает дыры таким образом. Экономика пошла вразнос, она не собрана, не функционирует как система, не дает позитивный результат», — отмечает эксперт.

Непрофессионалы у руля

Из-за действий руководителей Минэнергоугля и Нацкомиссии регулирования электроэнергетики и рынка коммунальных услуг так и не были установлены рыночные цены на уголь и электроэнергию для тепловых электростанций. При реальной себестоимости угля украинского производства на уровне 1600-1800 грн., отечественные шахты вынуждены его продавать по 800-1100 грн., что не покрывает даже затрат на добычу, не говоря уже о какой-либо рентабельности.

Такой подход нельзя назвать иначе как вредительством, направленным на разрушение независимой энергосистемы страны и переход ее под всецелый контроль страны-агрессора, считают профсоюзные лидеры. «Какая должна быть цена угля? Сегодня уголь завозится из-за границы по 2-2,5 тыс. грн./тонна, то есть, мы там (в России) создаем рабочие места, а своих шахтеров оставляем без работы. Это неправильно», — говорит председатель Профсоюза работников угольной отрасли Украины (ПРУП) Виктор Турманов. Против низких тарифов для угольных шахт выступает даже Министерство финансов, которое не заинтересовано в возвращении к дотациям отрасли из бюджета.

Следующими в цепочке идут энергетики — ключевые потребители отечественного угля газовой группы. Если бы НКРЭКУ повысила им тариф с нынешних 0,85 грн. до 1,12 грн., они бы могли без проблем покупать у шахтеров уголь по рыночным ценам, а также обеспечивать текущие ремонты и модернизацию оборудования, чтобы не ставить под угрозу энергетическую безопасность страны. Однако этого не происходит. В результате в минувшем году страна столкнулась с масштабными веерными отключениями электроэнергии родом из тех же 90-х гг., что и шахтерские протесты.

И этого всего за 4 месяца руководства отраслью нового министра. Но этим чиновники не ограничились. По состоянию на середину апреля в стране до сих пор нет годового энергобаланса, хотя по законодательству его нужно было принять еще в конце 2014 г. Подготовкой к следующему отопительному сезону никто даже не начинал заниматься. А ведь относительно спокойное прохождение минувшей зимы связано исключительно с благоприятной погодой и самоотверженным трудом энергетиков и шахтеров, которые обеспечивали страну энергией и теплом в самые критические моменты.

«В ситуации, когда запасы угля минимальны за всю историю страны, когда нет понимания, выдержит ли энергосистема страны график весны и лета, так как дефицит мощности достигает 3 мегаватта, нет иного выхода, как поднимать тариф для тепловых электростанций и тем самым восстанавливать стабильность энергосистемы, — утверждает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. — Если закрывать дефицит за счет увеличения нагрузки на АЭС и ГЭС — это может повредить самим станциям, и в будущем мы больше средств потратим на их ремонт».

Вместо того, чтобы предлагать рынку хотя бы пути решения этих проблем, министерство решило попросту от нее самоустраниться. Нужно понимать, что в угольной отрасли Украины сегодня работает свыше 200 тысяч человек, еще 190 тысяч — в энергетике, не считая подрядных организаций и целых городов, жизнедеятельность которых зависит от стабильной работы шахт или энергопредприятий. Вместе с членами семей получается, что власть игнорирует мнения и требования около 1,5 миллионов человек.

Все эти факты подталкивают профсоюзы и общественные объединения энергетиков и угольщиков к инициированию вопроса об отставке министра Демчишина. О таком желании ему уже не раз заявляли лично на тех редких встречах, на которые он еще не боится появляться. «Вся страна знает, что министр Демчишин не способен управлять топливно-энергетическим комплексом. Этот человек и его команда далеки от проблем отрасли, не имеют понятия ни о ситуации в энергетике, ни в угольной сфере», — говорит заместитель председателя профсоюза работников угольной отрасли Украины (ПРУП) Валерий Мамченко. А глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец и вовсе пообещал, что на съезде 21 апреля министра «выкинут из кресла».

Как выйти из кризиса

Однако вполне вероятно, что уже в ближайшие недели ведомству придется наконец-то принять меры в отношении вверенной ему отрасли. Жить дальше в «режиме 90-х» ни отрасль, ни люди просто не в состоянии. Рыночная цена угля позволит шахтерам хотя бы выживать без государственных дотаций (с их отсутствием в обозримом будущем уже смирились), а новый тариф для энергетиков –сделать возможной закупку этого угля. При этом речь не идет о необходимости повышать тариф для населения.

Съезд 21 апреля – очень знаковое мероприятие. Оно должно стать точкой отсчета, которая либо позволит решить накопившиеся вопросы горнодобывающей отрасли мирным путем, создав условия для движения в сторону полной энергетической независимости, либо усугубит проблемы с непредсказуемым последствиями. Третьего не дано.

Геннадий Вавилов

 

 

Оксана Ельченко