Экономика

Таможня открывает «единое окно»

С 1 августа для украинской таможни наступает важный момент. В соответствии с постановлением Кабмина №364 вводится система «Единого окна». Теперь все контролирующие органы, задействованные в растаможивании грузов, будут объединены в единую электронную систему, которая должна сократить время таможенного контроля, затраты, а также минимизирует коррупцию в данной сфере.

Новшества проводятся в русле Соглашения между Украиной и ЕС об углубленной зоне свободной торговли (EUDCFTA) и являются частью процесса приведения украинского законодательства в налоговой и таможенной сфере в соответствие со стандартами и процедурами, принятыми в ЕС.

В общих чертах выполнение обязательств по таможенным вопросам предусматривает: внедрение унифицированных упрощенных таможенных процедур, сокращение и стандартизацию документов и информации, которые требуются таможенными органами, устранение дискриминационных требований, минимизацию ресурсов для ведения внешнеэкономической деятельности.

Ранее премьер-министр Владимир Гройсман анонсировал начало реформирования таможенной отрасли. «Мы создадим «Единое окно» на украинской таможне, мы, в конце концов, примем решения, которые позволят сделать первый шаг и преодолеть так называемых «налоговых белочек» — тех, кто прессует бизнес», — заявил глава правительства. По его словам, реформа украинской таможни принесет десятки миллиардов дополнительных поступлений в госбюджет.

Система «Единое окно» предусматривает создание единой электронной базы данных, которая позволяет разным службам контроля и таможням в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, который проходит через границу Украины, и о результатах его государственного контроля.

По словам главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, на данный момент 96% таможенных деклараций оформляется таможнями в электронной форме. «Среднее время оформления декларации на экспорт на данный момент занимает примерно 1 час, на импорт — 2 часа 14 минут, декларация без дополнительного контроля оформляется за 15 минут, а предварительные декларации — в автоматическом режиме», — отметил он.

Между тем, существует еще большое количество сопутствующих государственных контролирующих структур, например, санитарно-эпидемиологический контроль, фитосанитарный, ветеринарно-санитарный, экологический, радиологический, которые существенно замедляют этот процесс. Если сама растаможка груза занимает немного времени, то все остальные процедуры могут затянуться на неделю. Именно для решения этой проблемы и было принято решение о создании «Единого окна».

Теперь разрешительные органы будут обязаны в течение 4 часов с момента получения электронного уведомления и необходимых сканированных документов от клиента вынести решение, относительно растаможивания товаров. Если решение не вынесено в течение этого времени, то оно принимается автоматически по принципу «молчаливого согласия». То есть система автоматически считает, что соответствующий контроль пройден.

К тому же внедрение данной системы минимизирует человеческий фактор в данном процессе, что позволит значительно снизить коррупционные риски и возможности для превышения служебных полномочий в отношениях с предпринимателями-импортерами.

Начальник отдела организации таможенного контроля Николаевской таможни ГФС Украины Дмитрий Евстафьев считает, что в постановлении Кабмина есть весьма положительные моменты для декларантов. «Например, должна появиться обратная связь. Декларант может уведомить посредством «Единого окна» контролирующие органы о времени и месте проведения таможенного контроля, которое будет удобно самому декларанту», — отметил эксперт.

Что касается коррупционной составляющей, продолжил он, то все действия контролирующих органов должны подкрепляться электронной цифровой подписью. Кроме того, должны храниться, как документы, так и протоколы действий в течение 3 лет. «То есть любое принятие или непринятие решения фиксируется системой «Единого окна». Устных решений теперь не будет», — подчеркнул Евстафьев.

«Еще одно нововведение — проведение фото- и видеофиксации физического осмотра грузов. Поэтому, могу сказать одно, за 10 лет моей работы только сейчас, благодаря вводимому «Единому окну», предпринята попытка и появилась реальная возможность унификации действий всех контролирующих органов, задействованных в пропуске и оформлении декларируемых грузов», — резюмировал он.

Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах также считает позитивным факт запуска системы «Единого окна» на украинской таможне. Однако убежден, что ее имплементация не принесет существенных результатов, «если не будет частью комплексной программы по снижению коррупции в ходе таможенных процедур и совершенствования регуляторной политики в целом».

«К сожалению, пока не видно такого комплексного плана. И принцип «Единого окна», который планируется ввести, не повлияет существенно на уровень коррупции в стране. Это в большей степени будет имитация борьбы с ней, потому что этот процесс надо усиливать комплексными задачами и действиями, начиная с кадровой политики. С тем, чтоб в институтах власти люди работали не по принципу личной преданности, обслуживания чьих-то коррупционных интересов, а с высокой профессиональной и моральной планкой», — сказал «i» эксперт.

С ним солидарен сопредседатель таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА), генеральный директор компании Lamarin Александр Лазарев. По его словам, остается практически непредсказуемой стоимость пересечения товаров через таможенную границу, поскольку действующее законодательство позволяет работникам таможни самостоятельно устанавливать таможенную стоимость. И оспорить их решение практически невозможно.

Напомним, что такое право таможенники получили в силу постановления Кабмина № 724 от 16.09.15 г. «Об использовании в системе управления рисками ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров». Документ не отличается совершенством юридической техники, оставляя на усмотрение таможенных органов достаточно много открытых вопросов.

Кроме того, постановление никоим образом не соотносится с Таможенным кодексом, определяющим правила определения таможенной стоимости и являющимся актом высшей юридической силы. Эксперт убежден, что предложенное властями в качестве реформы «Единое окно» не решит проблему, а «лишь скроет ее, поскольку невозможно будет определить, на каком из этапов происходит задержка оформления».

Отметим, система «Единого окна» — достаточно распространенная международная практика. Например, в Сингапуре благодаря системе Trade Net количество копий документов, которые предоставлялись на таможне, уменьшилось с 35 до 1. За год обрабатывается около 9 млн. представлений на торговые разрешения (30 тыс. в день!), 90% из которых — в десятиминутный срок.

В Финляндии многофункциональная система Port Net — единственная для участников морской торговли, радикально сократила потребность в заполнении и обработке бумажных форм. На сегодня более 99% всех форм обрабатываются через «Единое окно». Стоит отметить, что законодательство ЕС значительно повлияло на правовую структуру системы Единого окна в этой стране, однако Финляндия существенно его адаптировала к собственным реалиям.

В США внедряется Автоматизированная коммерческая среда (Automated Commercial Environment, ACE), чтобы до конца декабря 2016 г. развернуть основные функции по обработке торговой информации и стартовать как система «Единого окна». 188 из 200 крупнейших подателей экспортеров пользуются системой в 90% всех обращений.

В Азербайджане благодаря внедрению «Единого окна» время оформления грузов составляет 15-20 минут. Старту системы предшествовал значительный пересмотр нормативно-правовой базы страны, разработка новых документов, направленных на упрощение и ускорение таможенных процедур. Финансирование внедрения и функционирования системы происходит за государственный счет.

В целом расходы на внедрение системы «Единого окна» значительно отличаются в разных странах, и зависят от типа системы и границ ее покрытия. Например, Финляндия, Германия и Малайзия потратили примерно по $4 млн. Корея инвестировала около $5 млн. в таможню и $8 млн. в торговую сеть. В Сингапуре, где системы более широкие и покрывают еще большое количество различных функций, инвестиции составили еще большие суммы.

В целом, финансирование осуществляется в различных формах: из государственной казны (Финляндия, Корея, Швеция, США, Македония, Азербайджан, Филиппины), частным инвестором (Германия, Гватемала), или публично-частным сотрудничеством (Гонконг, Япония, Малайзия, Маврикий, Сенегал и Сингапур). Услуги могут предоставляться как на платной, так и на безвозмездной основе.

Украинская таможня начала практиковать принцип «Единого окна» с 2005 года (приказ Государственной таможенной службы №314 от 20.04.2005). Но тогда она так и не смогла полностью его реализовать «в результате отсутствия соответствующей материально-технической базы, неопытности сотрудников таможенных органов, отсутствия унифицированной информационной системы для субъектов внешнеэкономической деятельности, несовершенства регулирования таможенных процедур». Как будет проходить внедрение системы в текущем году, и будут ли возникать похожие препятствия, покажет время.

Ксенiя Лазоренко