На минувшей неделе в некоторых электронных СМИ появилась информация о том, что украинского бизнесмена Александра Грановского, аффилированные структуры и менеджмент которого на сегодняшний день контролируют аэропорты Украины («Международный аэропорт Борисполь», «Международный аэропорт Одесса» и «Международный аэропорт Симферополь»), и израильского магната Нохи Данкнера подозревают в давлении на окружной суд Тель-Авива, а также даче взяток чиновникам Комиссии по ценным бумагам Израиля.
Скандал, который разыгрался вокруг фамилии украинского бизнесмена в августе – октябре минувшего года, в борьбе за один из крупнейших израильских холдингов IDB, ляжет тенью не только на сомнительной репутации самого бизнесмена, но главным образом негативно отразиться на имидже Украины в целом.
По информации правоохранительных органов Израиля, Грановский и Данкнер сначала пытались различными методами повлиять на решение кредиторов холдинга, затем – на окончательный вердикт судьи Эйтана Оренштейна. Чтобы было понятнее, если “дело IDB”, будоражевшее весь Израиль в течение многих месяцев, перевести на украинские реалии, то по своей значимости и общественному резонансу его можно сравнить с банкротством банка “Украина”, реприватизацией “Криворожстали” или попыткой передела собственности на Никопольском заводе ферросплавов в 2005 году. Вкратце история эта такова.
IDB Holdings был создан в 1969 году, семьями двух израильских предпринимателей (Реканати и Каросо) с целью осуществления инвестиций. В 2003-м контрольный пакет акций холдинга был продан Нохи Данкнеру – одиозной и противоречивой фигуре, одному из самых скандальных израильских магнатов, классическому олигарху, поднявшемуся на волне приватизации. На тот момент IDB являлся одной из самых мощных экономических структур страны, прямо и косвенно контролируя несколько десятков компаний, производивших до 9% национального ВВП. И хотя за прошедшее с тех пор десятилетие некоторые его ценные активы были проданы, холдинг по-прежнему оставался одной из финансовых империй Израиля, в которую, среди прочего входили:
– крупнейший в стране оператор сотовой связи Cellcom;
– крупнейшая в стране продуктовая розничная сеть Shufersal;
– Clal Group, занимающаяся страхованием, пенсиями, финансами (ссуды, ипотечные ссуды, факторинг, кредитные карточки и т.д.) и контролирующая почти четверть израильской страховой отрасли;
– крупнейшая в стране компания в сфере недвижимости Property & Building Corp.
Понятно, что всем этим следовало управлять, как говорится, “с головой”, вот только Данкнер не был умелым “хозяйственником”. Одна покупка ежедневной израильской газеты Maariv чего стоила. Приобретя заведомо убыточное издание, Данкнер ничего не сделал для его финансового оздоровления, а, наоборот, увеличил долги на 300 млн. шекелей (примерно 86 млн. долл. по нынешнему курсу). Спустя 3 года после заключения сделки по покупке газеты, ее удалось перепродать новому владельцу. С большим трудом и без всякой прибыли для себя.
В общем, Данкнер занимался не столько хозяйственной деятельностью, сколько чисто финансовыми операциями и различными финансовыми спекуляциями, а также просто тратил деньги “направо и налево” (например, компании Cellcom и Shufersal за 5 последних лет раздали дивидендов на 5,5 млрд. шекелей (примерно 1,5 млрд. долл.)). Экономический кризис 2008-2009 годов, падение стоимости многих биржевых акций, в которые глава IDB регулярно вкладывал средства, игра на бирже, не самая прибыльная деятельность входящих в холдинг компаний – все это привело к многомиллиардным долгам как перед банками (включая французский BNP Paribas и швейцарский Сredit Suisse), так и перед держателями облигаций IDB. Кроме того, две частные компании Данкнера (“Гандан” и “Томхок”) задолжали банкам около 1 млрд. шекелей (порядка 290 млн. долл.), выдавались же эти ссуды под залог акций холдинга.
Поэтому неудивительно, что обеспокоенные держатели облигаций IDB (долги перед ними значительно превышали долги перед банками), в конце концов, обратились в суд с требованием обязать Данкнера разработать и принять плана оздоровления холдинга, а также расплатиться с ними. Соответствующее было принято, и суд обязал главу IDB до 22 августа 2013 года выплатить держателям корпоративных облигаций 800 млн. шекелей (порядка 230 млн. долл.).
Многомесячные поиски Данкнером стратегического инвестора, готового помочь находящемуся в глубочайшем кризисе холдингу, оказались безрезультатными. Но, вот, за пару недель до “дня Х” (22 августа) было объявлено, что “спаситель” наконец-то найден – это украинский бизнесмен Александр Грановский. У нас в стране он известен как совладелец (совместно с Борисом Кауфманом) так называемой ФПГ “Каштан” (входят холдинговая группа Vertex United, “Торговый дом “Каштан””, “Финбанк” и др.). Что знали о Грановском в Израиле? Проживает в Одессе, миллионер, бывший депутат Верховной Рады (в 2002-2006 гг., избирался по спискам одиозной СДПУ(о)), приверженец движения “Хабад”, глава еврейской общины Одессы, по нескольку раз в год приезжает в Израиль, чтобы объехать святые места. Но религия – религией, а бизнес – бизнесом, даже если ты самый ревностный сторонник хасидизма. И вот тут-то появляются небольшие “нюансы”.
В-первых, еще в сентябре 2006 года, в своем пространном интервью популярному израильскому журналу “Мишпаха”, Грановский рассказал, что в свое время следственные органы Украины возбудили против него 38 (!) уголовных дел, которые были закрыты, “благодаря поездкам на Святую Землю”. Конечно же, посещения Израиля тут не причем – все дело в степени коррумпированности наших правоохранительных органов. При этом, 38 уголовных дел – достаточно яркое подтверждение того, какими методами и способами Грановский ведет свой бизнес.
Во-вторых, для покупки IDB Грановский выстроил целую пирамидальную бизнес-структуру. Его фонд CHABAD BV 770 (зарегистрирован в Голландии, в центре Амстрердама, но по указанному в документах адресу находится всего лишь контора израильского адвоката Дорона Шамира, сама же компания, похоже, существует лишь на бумаге) приобрел контрольный пакет компании ZBI. Ее дочерняя структура – инвестиционный дом BGI – ранее выкупила контрольный пакет акций компании высоких технологий Emblaze Group, располагающей свободными ликвидными средствами. Вот за счет средств Emblaze Грановский и намеревался приобрести акции IDB.
Когда об этом стало известно, акционеры BGI обратились к руководству холдинга с угрожающим письмом, предупредив, что на тех “ляжет вся ответственность за возможный ущерб, нанесенный холдингу инвестициями в концерн Данкнера”. После чего, заявили о намерении провести голосование и решить, не потребовать ли от BGI немедленного погашения задолженности по облигациям, составляющей 120 млн. шекелей (примерно 343 млн. долл.). В компании Emblaze информация о планах Грановского также вызвала возмущение, и большинство членов Совета директоров в знак протеста подали в отставку. Пришлось украинскому бизнесмену выступить со специальным заявлением и сообщить, что акции IDB он намерен выкупить исключительно за собственные средства.
Здесь-то и пришло время “в-третьих”. Грановский – далеко не из самых богатых в Украины (согласно рейтингу “200 самых богатых людей Украины 2013 года” по версии журнала “Фокус”, он занял лишь 123-е место с состоянием, оцененным в 87,5 млн. долл.), поэтому, совершенно непонятно, откуда у него деньги на колоссальные инвестиции в IDB и выплату многомиллиардных долгов холдинга. Отметим, что Грановский и Данкнер предложили 2 варианта покупки IDB. Согласно первому, украинский бизнесмен платит за контрольный пакет акций 1,09 млрд. шекелей (порядка 313 млн. долл.), а общие вложения составят 1,17 млрд. шекелей (порядка 335 млн. долл.), причем 900-миллионная “инъекция” (порядка 258 млн. долл.) будет сделана сразу же после заключения сделки. Второй вариант – выкуп всех ценных бумаг холдинга, за них Грановский заплатит 1,55 млрд. шекелей (свыше 444 млн. долл.). Повторимся, речь идет о человеке, финансовое состояние которого оценено в 87,5 млн. долл.
К тому же, в Израиле начали активно обсуждать возможное происхождение денег Грановского (там с этим достаточно строго). Он решил поведал о происхождении своих капиталов, и в начале декабря 2013 года дал небольшое интервью израильскому деловому изданию Globes. Но лучше бы он этого не делал (для него, во всяком случае). “Я делал свои большие деньги шаг за шагом в течение 25-ти с лишним лет на финансовых сделках”, – сказал Грановский. Теперь подсчитаем: четверть века назад был 1988 год, следовательно, Грановскому, родившемуся 31 июля 1972 года в городе Умань Черкасской области, было 16 лет и 4 месяца. Получается, вместо того, чтобы прилежно учиться в средней школе, юный Саша осуществлял некие “финансовые сделки”? Интересно, какие? Уж, не занимался ли валютной “фарцовкой”?…
Перечисленных “нюансов” вполне хватило, чтобы:
а) сначала, суд отказал Данкнеру в удовлетворении его просьбы о запрете собраний кредиторов IDB;
б) затем, кредиторы IDB на своем собрании путем голосования приняли решение о продаже контрольного пакета акций IDB конкурентам Грановского и Данкнера – аргентинскому магнату Эдуардо Эльштейну, израильскому предпринимателю Моти Бен-Менаше и германской компании Extra Holding GmbH;
в) после чего, суд оставил без изменений решение кредиторов холдинга.
И вот теперь, оказывается, что Грановский и Данкнер в довершение ко всему раздавали взятки чиновникам и пытались оказать давление на судью Оренштейна, в своем решении охарактеризовавшего предложение украинского бизнесмена по IDB как “заявление о намерениях, не имеющее плоти и крови”. Что ж, Данкнеру не привыкать, ведь израильская прокуратура намерена отдать его под суд, предъявив целый “букет” обвинений: мошенничество с ценными бумагами, нарушения требований отчетности, получение выгоды мошенническим путем, “отмывание” капитала и создание помех следствию. Для Грановского, у которого уже “за плечами” 38 уголовных дел, это – вообще мелочь. Но самое занятное, что он, по всей видимости, будет скрываться от израильского правосудия в Украине, а не наоборот, как чаще всего происходит. Или все-таки выдадут? Поживем – увидим.