Экономика

Экономика Украины растет слишком медленно

Всемирный банк сохранил прогноз роста украинской экономики в 2017 г. на 2%, однако этого все равно недостаточно для того, чтоб повысить стандарты жизни украинцев до докризисного уровня.

Экономика Украины выросла на 2,4 % в первом полугодии 2017 г., после 2,3 % роста в прошлом году, однако этот рост все равно остается низким по сравнению с 16% падением в 2014-2015 гг. Главная причина такого положения вещей — незавершенные структурные реформы и дополнительные вызовы, связанные с конфликтом на Донбассе, говорится в новом экономическом обзоре Всемирного банка.

По мнению директора Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Сату Какхонен, более быстрый рост экономики, хотя бы на уровне 4%, необходим для улучшения уровня жизни украинцев, которые до сих пор испытывают последствия экономического кризиса 2014-2015 гг. «Для больших темпов экономического роста необходимо ускорить внедрение амбициозного пакета реформ, включая реформу рынка земли, финансового сектора, борьбу с коррупцией и приватизацию. Это должно стимулировать рост инвестиций и увеличение производительности», — заявила она.

Как отметил руководитель программ и ведущий экономист Всемирного банка Фарук Кхан, Украине необходимо перейти от стабилизации экономики к устойчивому экономическому развитию. «Рост в 2%, которые Украина показывает последние два года — это очень мало. Как правило, когда экономика выходит из кризиса она показывает рост 7%», — сказал «i» эксперт.

В свою очередь, экономист Анастасия Головач обратила внимание, что даже основные отрасли показывали признаки относительной прочности, такие как производство, торговля и транспорт, в первой половине 2017 г. продолжали расти умеренными темпами — соответственно в 3,7, 3,5 и 4,4 %.

«На первый взгляд, уровень этих цифр достаточно высокий, но если мы посмотрим на уровень добавленной стоимости в каждом из этих секторов, и сравним его с докризисным, то увидим, что в среднем он является ниже на 10-15% по сравнению с уровнем 2015 г. Это говорит о том, что данные темпы экономического роста являются недостаточными и не до конца открывают потенциал украинской экономики», — отметила она «i».

По ее словам, одной из причин таких темпов роста являются события на Востоке Украины и кризис, который сложился в начале года, вылившийся в торговую блокаду, что очень негативно повлияло на такие отрасли, как добыча угля, производство электроэнергии и металлургия.

С другой стороны, продолжила Головач, в первом полугодии 2017 г. строительство и инвестиции в основной капитал мощно росли на уровне соответственно 26 и 22%, что указывает на дальнейшее оживление инвестиционной активности, хотя и уровень обоих показателей остается значительно ниже докризисного. Экспорт товаров в первые шесть месяцев 2017 г. вырос на 23% (после 13% падения в 2016 г.), что в основном обусловлено повышением цен на сырьевые товары на мировых рынках.

Уровень бедности остается значительно выше за докризисные уровни, и для сокращения этого показателя важным является дальнейший экономический рост. В 2016 г. умеренный уровень бедности (по национальной методологии Всемирного банка для Украины) оценен в 26,5%, что несколько ниже 27,5% в 2015 г., но значительно выше 14,1% в 2013 г. Темпы уровня бедности (ниже $5,5/день паритета покупательной способности (ППС) в 2011 г.) в 2016 году оценены на уровне 7%, что значительно выше 3,3% в 2013 г.

В 2015 г. чистые доходы населения существенно сократились в реальном выражении, что было вызвано глубокой рецессией и реформированием социальных программ, которые были неэффективно большими в докризисный период. В январе 2016 г. реальный средний уровень зарплат снизился на 30% по сравнению с уровнями, которые существовали до кризиса, однако в июле 2017 г. он повысился на 17% по сравнению с годом ранее, что было обусловлено ростом уровня зарплат в госсекторе и минимальной заработной платы.

Также в первой половине текущего года наблюдался значительный рост поступлений в госбюджет, но в течение остального года давление на расходную часть усилится после принятия изменений в закон «О госбюджете на 2017 год». Несмотря на жесткий контроль за расходами в 2016 г., дефицит бюджета расширенного правительства вырос до 2,2% ВВП из-за падения поступлений от единого социального взноса (ЕСВ).

В первой половине 2017 г. и расходы, и доходы демонстрировали прочный рост. Расходы выросли на 13,5% в реальном выражении, что было обусловлено повышением уровня минимальной заработной платы (и как следствие этого, зарплат учителей, врачей и других госслужащих), а также высокими затратами на соцпрограммы. Однако поступления в бюджет продемонстрировали еще более высокие темпы роста, их увеличение составило 22,8% в реальном выражении. Это было обусловлено ростом поступлений по всем основным статьям, включая налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий налог на добавленную стоимость, ЕСВ, а также неналоговым поступлениям. В результате этого, в первой половине 2017 бюджет расширенного правительства был сведен с профицитом в 0,9% ВВП полного года.

Однако, изменения в закон «О Госбюджете на 2017 год», принятые в июле, обусловили рост давления на расходную часть бюджета в течение оставшегося года через высокие расходы на оборону, соцпрограммы и капитальные инвестиции. В результате, ожидается, что дефицит госбюджета в 2017 г. превысит целевое значение в 3% ВВП.

Одновременно продолжал расти уровень госдолга, достигнув по состоянию на июль текущего года отметки в 85% ВВП, что было вызвано высокими затратами на рекапитализацию банков. В сентябре Украина успешно разместила еврооблигации на $3 млрд., из которых $1,3 млрд. — это новое финансирование, а остальная сумма поможет осуществить рефинансирование облигаций, выплаты по которым приходились на 2019 г.

Что же касается среднесрочной перспективы, то следующие два месяца представляют уникальную возможность для закрепления важных реформ, которые анонсировало правительство. Так, создание прозрачного рынка земли позволит Украине «лучше использовать широкий потенциал экспорта сельхозпродукции. Усиление управления в госбанках и внедрение мероприятий для урегулирования вопросов, связанных с неработающими кредитами, позволит обеспечить постепенное восстановление кредитования частного сектора. А более глубокие антикоррупционные реформы, дальнейшее улучшение бизнес среды и прогресс в приватизации могут усилить доверие инвесторов и привлечь иностранные инвестиции.

«Продвижение этих реформ в течение следующих нескольких месяцев может ускорить экономический рост до 4% или выше в течение следующих двух лет. Однако риски этому прогнозу остаются существенными, включая вызовы, связанные с продвижением реформ в сложной политической среде, а также риски, имеющие отношение к эскалации конфликта или ухудшение внешней среды», — говорится в документе.

Бюджетные вызовы в среднесрочной перспективе являются значительными – решение вопроса макроэкономической уязвимости потребует «системной фискальной консолидации, базирующейся на структурных реформах». По прогнозам, высокие зарплаты в госсекторе приведут резкий рост расходов на заработную плату с 9,3% ВВП в 2016 г. до 11,2% в 2017 г. Расходы на программу жилищных субсидий прогнозируются в 2017 г. на уровне 2,6% ВВП (по сравнению с 1,8% в 2016 г.) и совокупные расходы на программы соцзащиты по прогнозу составят в 2017 г. 5,7% ВВП (по сравнению с 4,6% в 2016 г.). В результате этого прогнозируется, что дефицит бюджета увеличится до 3,5% ВВП.

Кроме этого, дополнительное давление на госфинансы оказывает промедление с автоматической адаптацией тарифов на газ. Для сдерживания давления пенсионных расходов важным является проведение пенсионной реформы, одновременно обеспечивая достойные пенсии старикам. В проекте бюджета на 2018 г. предусмотрены дальнейшие повышения зарплат в госсекторе, поэтому расходы на заработную плату по прогнозам будут оставаться высокими — на уровне 11,5% ВВП. Поэтому достижение целевого показателя дефицита в 2,5% ВВП в 2018 г. потребует повышения адресности жилищно-коммунальных субсидий и высших поступлений от уплаты налогов и соцвзносов.

В среднесрочной перспективе достижения целевого показателя дефицита в 2,2% ВВП к 2020 г. также потребует введения программ реформирования образования и медицины, что приведет к оптимизации сети школьных и медицинских учреждений. Бюджетная консолидация важна для решения вопросов, связанных с макроэкономической уязвимостью и сокращения к 2020 г. уровня госдолга до отметки, что ниже 75% ВВП.

«Без осуществления таких системных фискальных усилий Украине необходимо будет больше полагаться на несистематические меры по увеличению доходов и сокращению расходов, вместе с увеличением внутренних заимствований, что может негативно повлиять на приемлемый уровень задолженности и результаты развития», — отмечают эксперты Всемирного банка.

Несмотря на улучшение условий торговли, прогнозируется, что в 2017 г. дефицит текущего счета платежного баланса возрастет до 4% ВВП из-за негативного влияния от торговой блокады и продолжение роста импорта промежуточных и инвестиционных товаров. Дефицит текущего счета финансируется преимущественно за счет внешних госзаимствований, обеспечивает восстановление валютные резервы, которые выросли до $18 млрд. или 3,5 месяцев экспорта по состоянию на конец августа.

«Без проведения структурных реформ, необходимых для увеличения экспортного потенциала и привлечения ПИИ, Украина будет оставаться уязвимой к внешним потрясениям и циклов на сырьевых рынках. Сохранение сотрудничества с МВФ и другими официальными кредиторами также будет важным для удовлетворения потребностей во внешнем финансировании», — подытожили во Всемирном банке.

Ксенiя Лазоренко