У Владимира Зеленского появляется все больше критиков и недовольных во фракции «Слуга народа». Недавно когорту «мягкой оппозиции» главе государства занял его экс-коллега-комик, народный депутат-мажоритарщик, бывший телеведущий и зять олигарха Леонида Юрушева Александр Скичко. Он раскритиковал одну из инициатив Зеленского в железнодорожной отрасли. Вполне возможно, что за этим стоит не только его тесть, но и окружение министра внутренних дел Арсена Авакова.
В Верховной Раде Александр Скичко работает в комитете по вопросам транспорта и возглавляет подкомитет, отвечающий за развитие железнодорожной отрасли. Некоторые СМИ недавно писали, что тесть Скичко – отец его жены Елизаветы и олигарх с состоянием в $200 млн (26 место в топ-100 богатейших украинцев) – Леонид Юрушев едва ли не продвигает зятя в «смотрящие» «Укрзалізниці». Сам Скичко негласно поддерживает эту легенду. Он ездит с «инспекциями» по железной дороге, активно критикует уволенного недавно главу «УЗ» Евгения Кравцова, раздает интервью о проблематике компании и даже участвовал в открытии профильной конференции «Железные дороги Украины: развитие и инвестиции».
По умолчанию считается, что железнодорожный «профиль» Александра в парламенте – это заслуга и пожелание исключительно его старшего родственника. У Леонида Юрушева есть свой завод «Днепровагонремострой», который за последние 10 лет заработал на подрядах у монополиста 1,6 млрд грн. – сравнительно небольшую сумму, если смотреть на общий объем закупок железной дороги. Пик активного участия в закупках пришелся на 2014-2015 год, когда правительством руководил Арсений Яценюк, Юрушева считали его спонсором. Когда Скичко пошел в Раду, все логично предположили, что тесть решил триумфально вернуться на этот рынок.
Однако это может быть не вся история. Чтобы приоткрыть занавес над второй частью, нужно посмотреть на то, как изменилась в последнее время информационная стратегия Скичко. Раньше он был готов отвечать на большое количество профильных вопросов и светиться перед камерами с железнодорожной тематикой. Но стоило ему пару раз попасть на маститых политиков типа Евгения Червоненко (баттл на «112 канале») или Алексея Кучеренко (перепалка на канале «НАШ») в качестве оппонентов, как тут же становилось понятно, что в теме Скичко «плавает», в ответ на конкретные вопросы пытается «выехать на общих знаниях», при этом постоянно повторяя, что «Укрзалізниця» – это его «профильная тема».
Локомотивы преткновения
С недавних пор единственной площадкой, на которой появляется Александр Скичко, стал телеканал «НАШ», где ему регулярно устраивают «теплые ванны». Вот Скичко дает журналистам развернутый комментарий по текущим событиям в стране в утреннем эфире, вот – большое часовое интервью тет-а-тет, а вот уже в вечернем эфире. Еще несколько раз Скичко включается в студию телеканала по «скайпу». И все это – едва ли не ежедневно.
В одном из таких эфиров, который был посвящен критике министра инфраструктуры Владислава Криклия, Скичко – случайно или умышленно – поддал критике действия Президента Владимира Зеленского по налаживанию отношений с Соединенными Штатами Америки. Речь шла как раз о «профильном» для Скичко железнодорожном направлении, а именно о продолжении контракта на покупку локомотивов на тепловой тяге производства General Electric. О том, что контракт будет продлен, Зеленский говорил на встрече с Госсекретарем США Майком Помпео в Киеве. «Мы заинтересованы вместе с американской стороной усилить развитие железнодорожной отрасли Украины. Министерство инфраструктуры и «Укрзалізниця» уже ведут переговоры о закупке новой партии локомотивов американского производства», – отметил тогда Президент.
Здесь нужно напомнить контекст заявления. Контракт на поставку локомотивов общей стоимостью $1 млрд. был подписан предыдущим правительством еще при Президенте Петре Порошенко. Первая партия из 30 тепловозов уже прибыла в Украину и активно работает. По данным «Укрзалізниці», 30% всех перевозок на тепловой тяге осуществляют сейчас именно эти тепловозы General Electric. Закупка, о которой говорил Зеленский – это продолжение действующего контракта. В частности, из финансового плана «Укрзалізниці» на 2020 год известно, что на приобретение очередных 40 локомотивов в бюджете компании заложено 1,8 млрд. грн. При этом тендер на закупку электровозов «Укрзалізниця» объявит в ближайшее время.
Однако Александр Скичко, по-видимому, лишь поверхностно разобравшись в вопросе, решил вменить эти плановые расходы в вину Владиславу Криклию. Цитата расширенная, чтобы был понятен уровень погружения депутата в проблему.
«Подвижной состав может обновляться за счет собственного бюджета «УЗ», а не за счет государственного (на самом деле так и происходит, не понятно, в чем претензия – ред.). Все что нужно, это минимизировать коррупционную составляющую, которая есть на сегодняшний день, оптимизировать расходы, и повысить эффективность менеджмента. Один из примеров, который меня очень удивил – это план господина Криклия закупить те же самые локомотивы General Electric, которые были закуплены до этого… Я напомню, что в НАБУ существует уголовное дело по поводу завышения стоимости закупки этих локомотивов. … По моей информации, в других странах, где эти локомотивы продавались, их покупали за $3 млн, у нас – за $4,6 млн. …. Более того, когда проводились испытания на Одесской железной дороге, то все выводы экспертов были негативными, то есть эксперты говорили, что эти локомотивы нам не подходят», – заявил Скичко.
Трудности перевода
Что не так с заявлением Александра Скичко, кроме того, что оно противоречит словам Президента Зеленского о необходимости углубления сотрудничества с США?
Во-первых, конечно же, закупка локомотивов – не личное желание Криклия, и «вешать» на него это – по меньшей мере странно.
Во-вторых, уголовное дело в НАБУ, о котором идет речь, действительно существует. Но инициировал его известный экс-нардеп Виталий Куприй. И антикоррупционеры внесли это заявление в Единый реестр досудебных расследований «из-под палки» – по принудительному решению Соломенского райсуда. Судя по реестру судебных решений, никаких активных процессуальных действий по делу не осуществляется с 2018 года.
В-третьих, «факты» переплаты за локомотивы основываются словах экспертов, которые сравнивали украинскую закупку 2018 года и приобретение таких же локомотивов в Индии в 2006 (!) году. Без учета а) инфляции, б) уровня локализации производства в Индии (возможно, он составлял гораздо выше украинских 10-40%), в) объемов поставки (если покупали не 30, а 3000 локомотивов, цена очевидно была ниже). Что касается финансовой части, то здесь скорее были вопросы к эффективности самого факта покупки новых тепловозов вместо модернизации за эти же деньги существующих.
В-четвертых, если бы с локомотивами General Electric были серьезные проблемы (и они «не подошли» бы железнодорожникам), об этом наверняка раструбили бы все СМИ. Безусловно, о возможных вызовах в эксплуатации заявляли эксперты, но в реальности самым большим «скандалом», который случился с одной из первых поставленных машин, стала неспособность сдвинуть с места поезд – и то, из-за человеческого фактора, а не особенностей техники. А на Одесской железной дороге, о которой вспомнил Александр Скичко, проводили просто обучение машинистов.
Вряд ли, конечно, Владимир Зеленский будет устраивать «разборки» «профильному» депутату за непонимание базовых процессов, которые происходят в «подопечном» ведомстве. Но вот тем, чьи интересы Александр возможно лоббирует, критикуя Криклия и «УЗ», стоит поработать над матчастью своего «информационного партнера».