Когда-то, до вступления в ЕС, в Польше была ситуация, подобная сегодняшней в Украине: тысячи полигонов и стихийных свалок. Все это было до 2004 г. “Домашнее задание” с отходами при вступлении в ЕС было у всех стран, нынешних членов европейского сообщества. Как удалось власти Люблина сортировать отходы, наладить переработку и какие планы с отходами на ближайшие годы — обо всем этом мы поговорили с пани Евой Оземчук, которая возглавляет департамент по управлению комунальными отходами в этом городе.
Когда впервые в Польше серьезно поставили вопрос решения вопроса отходов? Ведь, насколько я знаю, первые контейнеры для разных видов ТБО появились еще в 90-х.
В начале 2000-х годов, когда Польша оказалась впервые на пороге вступления в ЕС. К тому времени в странах Европейского Союза уже были приняты законодательные акты, которые регламентировали управление отходами. Мы взяли это за основу. В 2004 г. мы вступили в ЕС и начали активно работать в этом направлении. Директивы ЕС распространяются на все члены-страны, коими мы являемся.
Нет четкого указания от ЕС для каждой страны или отдельного населенного пункта. Каждое самоуправление для себя решает, как будет достигать поставленных целей, исходя из своих возможностей и особенностей, придумывать свои решения по выполнению Директив.
Есть определенная «вилка» требований, но есть и обязательные нормы к исполнению каждой страной ЕС. Например, к 2020 г. страны ЕС должны достичь показателя 50% переработки из общего количества отходов. При этом это не предел. Так как к 2030 г. эти показатели еще больше увеличатся.
Как выглядела ситуация с отходами на тот момент, что начали предпринимать для решения? Поменялось ли что-то от этих решений и что именно?
Еще в 1990-х годах мы начали делать первые шаги к сортировке. Тогда в некоторых городах Польши, в Люблине в частности, появились в публичных местах контейнеры для раздельного сбора. Тогда начиналось с двух фракций — то, что мы называем мокрое и сухое. Тогда и переработки как таковой не было, как сейчас. Но понимание того, что сортировать нужно — было.
Конечно, ситуация была подобная той, что в Украине сейчас: тысячи полигонов и стихийных свалок. При вступлении в ЕС мы обязаны были их закрыть. Что впоследствии и начало происходить.
На сегодняшний день в Польше функционирует 15 полигонов вместе с комплексами по управлению отходами. Только уже не хоронятся все отходы подряд, как было ранее. А прежде проходят сортировку на разные фракции.
Человеческий фактор присутствовал? Я имею в виду, было ли сопротивление таким новациям со стороны населения? Если да, как вы его преодолевали?
Да, конечно. На самом деле настоящая мусорная реформа, которую почувствовали люди, началась в 2012 г., когда была принята ужесточенная политика сортировки. Мы предложили два тарифа для населения. Первый — более низкий, его платят те, кто сортирует отходы. И более высокий тариф платят те, кто не хочет сортировать. Они действуют и сейчас.
Однако уже с 2018 г. в Люблине начнет действовать обязательная сортировка. Потому что к 2020 г., согласно Директивам ЕС, как я уже говорила, мы должны достигнуть 50% переработки всех отходов, которые производим.
Каким образом Вы это будете делать?
Параллельно с сортировкой мы будем активно популяризировать и разъяснять идею среди населения. Сегодня ситуация изменилась. Как показывает исследования, большинство людей сегодня готовы сортировать, потому что понимают ситуацию. Но эти показатели, не появились вдруг. Мы много и планомерно работали, информировали население, поясняли зачем это нужно и чего мы хотим. Привлекали СМИ, общественные организации. Информационная кампания очень важна.
Как в Люблине организованы прием и утилизация опасных отходов?
Практически все отходы можно сдать в специальные пункты приема. В городе таких есть 19. Все отходы принимаются бесплатно. Точнее, за это люди однажды заплатили — это тот тариф, который включает в себя сортировку. Лампы, ртутьсодержащие предметы — все это можно принести в специальные пункты отходов. Просроченные лекарства обязаны принимать аптеки, там расположены специальные боксы. Также электроприборы тоже можно сдать на переработку. У нас работают стационарные пункты приема. Чтобы отдать крупногабаритную технику — такую, как холодильник или стиральную машину — можно позвонить на перерабатывающее предприятие, они заберут.
Кто за это платит?
Все это уже включено в тариф. Что касается строительного мусора, то домовладелец в рамках тарифа может заказать вывоз 2 м3 строительных отходов. А также может отвезти свой мусор в специальные пункты для подобных отходов, которые расположены стационарно в разных местах города. Их можно увидеть на карте, которая есть в открытом доступе в интернете. А также строительная компания, которая делает ремонт, обязана забрать отходы. Это в договоре прописывается при оказании услуг.
Если вернуться к вопросу обязательной сортировки, каким образом вы будете контролировать и какие санкции предусмотрены для тех, кто все же не захочет жить по-новому?
Предусмотрены штрафы. Контроль будут осуществлять наши работники. Ну и те, кто забирает отходы, — эти службы тоже будут сообщать о таких нарушениях. Поэтому санкции будут применяться к дому. А там уже они сами будут решать, кто совершает правонарушение.
Как сортируете сегодня отходы?
Как я уже говорила, сегодня в Люблине действует два тарифа. Первый, более высокий, для тех жителей, которые не хотят сортировать. Второй, более низкий, для тех, кто, наоборот, сортирует. Разница не очень большая. Сортировка на придомовой территории происходит на сухую и мокрую фракции. То есть по сути во дворах есть контейнеры, где есть общие отходы и органика. С 2018 г. — уже сортировка на четыре фракции.
Сегодня у нас в воеводстве функционирует несколько организаций, где происходит сортировка отходов, переработка и захоронение. Там же досортировуют и то, что уже поступает как сортированные отходы. К сожалению, на сегодня около трети всех отходов идет на полигон. Но наблюдается тенденция к уменьшению.
Люблин поделен на 7 секторов. Мы объявляем конкурс на оказание услуг по вывозу отходов. На сегодня в Люблине это делают 3 компании — как частные, так и коммунальные.
А как люди сегодня относятся к идее сортировки и ужесточения правил?
Мы начали работать более 10 лет назад. И только сейчас это приносит настоящие «урожай». 95% люблинцев декларирует, что готовы сортировать, остальные по-прежнему не хотят. Но люди, которые против, всегда есть. Это их мнение.
P.S. Украина в рамках выполнения п.12 Целей устойчивого развития обязалась сократить объем отходов путем предотвращения их появления, а также путем их сокращения, переработки и повторного использования. Напомним, что с 2018 г. в Украине сортировка отходов будет обязательной. Все эти новации происходят в рамках имплементации Директив ЕС, которые наша страна обязалась выполнить при подписании Соглашения об Ассоциации.