Экономика

Пенсионная реформа или новая обложка для старой книги

Получать повышенные пенсии украинские пенсионеры начали сразу после того, как закон, который, несмотря на особую беспретензионность названия самого закона, с подачи власти громко именуют пенсионной реформой, вступил в силу. То есть с 11 октября этого года. И здесь если страсти, которые кипели в стенах парламента вокруг принятия этого документа, можно считать утихшими, то страсти в многомиллионной среде пенсионеров только начинают разгораться.

В пресс-службе Министерства социальной политики уже информируют о том, что телефонные линии отделений Пенсионного фонда перегружены. «Некоторые граждане, получившие существенное повышение пенсий, не верят этому и звонят в отделения Пенсионного фонда, чтобы убедиться. Некоторых граждан приходится долго убеждать в том, что они наконец получили пенсию, которая соответствует их многолетней тяжелой работе», – говорят в ведомстве.

Между тем надо понимать, что с каждым днем этих страстей будет все больше. Во-первых, многих будет «душить жаба»: почему мне подняли пенсию на 200 грн, а соседу на 1000? И начнутся счеты-перерасчеты, выяснение отношений – кто, где и сколько проработал.

Определенную неясность добавляет в этом контексте и недавнее заявление премьер-министра Владимира Гройсмана об увеличении выплат пенсионерам пропорционально их стажу, в котором он отметил: «Для 1,3 млн пенсионеров выплаты будут повышены на 200 грн, для 1,2 млн – от 200 до 500 грн, почти для 2 млн – от 500 до 1000 грн и для более 1,1 млн – более чем на 1000 грн».

Получаем примерно 5,6 млн пенсионеров, которым пенсия будет повышена. Но согласно официальным данным Пенсионного фонда, в Украине числится почти 12 млн пенсионеров. Поэтому возникает логичный вопрос: На что может рассчитывать еще половина украинских пенсионеров? Им пенсии не повысят?

В Пенсионном фонде «і» пояснили, что повышаться с октября в этом году не будут пенсии тем пенсионерам, которые были начислены по специальным законам. Однако число таких «спецпенсионеров» не уточнили. Хотя с логической точки зрения выглядит сомнительно, что это может быть аж половина от общего количества пенсионеров.

К слову будет сказать, что в телевизионном ролике вроде бы социальной рекламы, который власть запустила на многих каналах, речь идет о повышении пенсий для 9 млн пенсионеров.

Между тем многие говорят о том, что именно повышение пенсии как таковое не требовало ни пенсионной реформы, ни принятия любого другого законодательного акта. Власти достаточно было только выполнять нормы закона, которые уже есть. То есть – индексировать пенсии при условии превышения кумулятивного уровня инфляции на 3%.

Это не делалось. Объяснение – отсутствие соответствующих средств в сложной экономической ситуации. К тому же о «замороженных пенсиях» говорили как об одном из требований МВФ для выдачи очередного, а затем еще раз очередного транша кредита по расширенной программе EFF.

Наряду с этим, одним из требований МВФ, более существенным, чем «заморозить пенсии», в Украине было именно проведение пенсионной реформы.

Таким образом, следует понимать, что в ожидании решения МВФ о выделении очередного транша Украине власти решили выдать закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» за Пенсионную реформу и ею же завуалировать именно повышение пенсии.

В свою очередь, этим самым «повышением пенсий», выписанных законом, и молниеносным началом выдачи этих повышенных пенсий людям отвлечь внимание общества от всех утвержденных непопулярных норм.

«То, что изменили условия выхода на пенсию, с 15 лет минимального пенсионного стажа предлагают сразу же увеличить его до 25 лет с января 2018 г., а затем ежегодно добавлять, и через 10 лет срок минимального стажа достигнет 35 лет. Это все объясняется только одной целью – уменьшить количество пенсионеров, которые имеют право на получение пенсий, и таким образом немного уменьшить дефицит Пенсионного фонда», – комментирует на своей странице в Facebook непопулярные нормы нового закона председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Отметим, с точки зрения МВФ, уменьшение дефицита государственного Пенсионного фонда – это один из шагов к уменьшению дефицита государственного бюджета Украины, который в идеале должен быть ниже 3% от ВВП.

Между тем нашу пенсионную реформу МВФ вроде бы «проглотил», а вроде бы и «не проглотил». Так, на брифинге в МВФ заявили, что приветствуют принятие Украиной пенсионной реформы, но считают необходимым внесение в будущем определенных поправок в пенсионное законодательство.

О том, что ликвидировать дефицит Пенсионного фонда в рамках одноуровневой солидарной системы, которая у нас и после принятия пенсионной реформы осталась действующей, не будет возможным никогда, говорит Андрей Новак.

«Здесь есть одна простая причина – у нас количество пенсионеров уже превышает количество легально работающих украинцев, которые платят пенсионные взносы. При таком соотношении по одноуровневой солидарной системе невозможно победить дефицит Пенсионного фонда никогда. Благодаря этому ни через 10 лет, ни через 25 лет дефицит Пенсионного фонда устранить не удастся», – объясняет он свою позицию.

По мнению Андрея Новака, то, что правительство выдало за пенсионную реформу, не является реформой, поскольку не меняется существующая пенсионная система. «Она была одноуровневой, солидарной, еще советской, такой она и остается. Меняются просто условия выхода на пенсию, а также условия начисления пенсий. И не более. Это нельзя назвать пенсионной реформой. Максимум – это «косметический ремонт» пенсионной системы», – говорит экономист.

Пенсионная реформа, действительно необходимая сегодня Украине, с точки зрения Андрея Новака, – это переход с одноуровневой солидарной системы на трехуровневую. «Второй и третий уровни должны быть накопительными, причем один из них – обязательный», – считает он. (На самом деле, третий уровень – добровольный накопительный – сейчас существует. – Ред.).

Для того чтобы трехуровневую систему можно было внедрить в Украине, по словам Андрея Новака, нужно вносить соответствующие изменения в Налоговый кодекс, предполагать, что часть заработной платы должна вноситься на обязательный накопительный уровень. «Но таких комплексных изменений правительство как раз не предлагает. Власти предлагают просто изменение условий выхода на пенсию и изменение условий начисления пенсий», – говорит Андрей Новак.

О том, что было бы хорошо внедрить в Украине модель пенсионной системы западных стран, говорит финансовый эксперт Богдан Терзи. «В развитых странах уже давно работают фонды пенсионного направления, которые берут на себя обязательства осуществлять пенсионные выплаты. Работодатель, когда платит зарплаты работникам, перечисляет часть суммы в такой фонд. Разумеется, чем выше размер зарплаты, тем выше будут пенсионные выплаты в старости. В этом случае в развитых странах люди хотят получать большую зарплату и не признают «конвертов», – говорит он.

По словам эксперта, в фондах деньги не просто лежат на счетах своих “вкладчиков”, а активно работают. «Цель фондов, по возможности, увеличить размер капитала. Таким образом, фонды инвестируют эти деньги в виде реализации инвестпортфелей – определенные активы, куда вкладывает деньги пенсионный фонд с целью увеличения прибыли. В результате, при выходе на пенсию люди могут получать пенсию больше запланированного», – рассказывает он. По мнению Богдана Терзи, именно такая пенсионная система для Украины была бы очень эффективна.

Отметим, в Британии состав инвестиционного портфеля выглядит примерно так: большая часть средств находится в самых надежных финансовых инструментах – в государственных и корпоративных ценных бумагах (37%), акции иностранных компаний (25%), акции своих компаний (14%), иностранные ценные бумаги (3%), а также различные активы (21%).

Между тем Владимир Гройсман публично заявил, что также выступает за построение второго уровня пенсионной системы – накопительной пенсионной системы, – но волнуется за сохранность средств граждан. «Ведь все помнят потерю денег в Сбербанке СССР. Я не хочу повторения подобного, поэтому нужны гарантии, чтобы люди знали, что если они делают накопления, то после выхода на пенсию они их получат. Я думаю, что здесь надо привлекать международные фонды, которые имеют хорошую репутацию, являются достаточно устойчивыми», – отметил он.

По словам премьер-министра, правительство в сотрудничестве с депутатами парламента вскоре займется разработкой соответствующего законопроекта. Владимир Гройсман также отметил, что здесь есть еще несколько хороших инициатив.

Таким образом, очевидно, что вряд ли стоит заглядывать в свое далекое будущее, руководствуясь выписанными нормами закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», настоящая пенсионная реформа – у нас еще впереди.

Надия Михальчук