Кто ответит за разбазаренную Януковичем госсобственность?
Эра Януковича определенно войдет в историю страны отдельной печальной главой. Сейчас фигура бывшего президента, оставившего после себя пустую казну и пустившегося в бега, вызывает лишь грустную ухмылку. А еще год назад «семья» во всю разбазаривала драгоценные украинские активы. Приватизация при Януковиче превратилась в аттракцион невиданной щедрости, правда не по отношению к украинскому народу, а по отношению к приближенным к «семье» олигархам. Последние щедро благодарили бывшего обитателя Хонки «золотыми батонами» и получали прибыльные стратегические предприятия за копейки. Власть сменилась, но бывшие соратники беглого президента и дальше пытаются получать имущество при помощи старых схем.
Если активы стратегического государственного предприятия при Януковиче выставлялись на торги, то результат был известен заранее. Чтобы акции попали в нужные руки намеренно утверждались такие условия, при которых нужный покупатель не испытывал бы конкуренции и мог приобрести объект по цене ниже рыночной. Эта схема получила название «адресной приватизации» – или конкурса без конкурентов.
Энергетика по цене квартиры
При том, с молотка уходили не просто акции госкомпаний, а целые сектора экономики. Так, «ДТЭК» ближайшего соратника Януковича Рината Ахметова, без каких-либо проблем скупил большую часть прибыльных энергетических активов страны. Госчиновники со своей стороны сделали для этого все необходимое – тогдашний Кабмин утвердил в условиях приватизации норму, согласно которой потенциальный покупатель должен иметь возможность загрузить приобретаемые объекты на 70% углем, добытым в Украине. А такой возможности ни у кого, кроме «ДТЭКа» конечно не было. В результате – акции уходили с молотка за мизерные суммы, далекие от их реальной рыночной стоимости.
За 25% акций «Днепроэнерго», позволивших Ахметову получить пофалный контроль над крупнейшей в стране генерирующей компании, было заплачено 1,2 млрд. грн. И это при том, что предприятие в 2013 году получило прибыль в размере 1,39 млрд. грн., и чистый доход в 10 млрд. грн.
45% акций «Западэнерго», позволивших увеличить долю структур Ахметова в этом предприятии до 70,9% были проданы за 1,9 млрд грн. Сумма эта – смехотворная, если учесть тот факт, что компания производит 15% отечественной тепловой энергии и является единственным экспортерам электроэнергии на прибыльные европейские рынки. В 2012 году «Западэнерго» экспортировало ресурса на 5 млрд. грн., а в 2013 году – на 4,5 млрд. грн.
Четверть (25%) акций работающего на самом платежеспособном рынке Украины «Киевэнерго» обошлись Ахметову в 450 млн. грн. Примерно такая же сумма (а точнее 467 млн. грн.) была уплачена за 40% акций «Донецкоблэнерго».
На то, что энергетика уходила в частные руки без торгов указывает и тот факт, что сумма сделок фактически не отличалась от стартовых цен, которые и без того были занижены. Так, за 45% акций «Крымэнерго» государство получило лишь на 4% больше заявленной цены – 256 млн. грн. А за пакет в 50% акций «Днепроблэнерго» стартовая цена которого составляла 600 млн грн, Ахметов в итоге заплатил 660 млн. грн. В 2013 году 60,8% акций генерирующей компании «Донбассэнерго» ушли с молотка за 718,9 млн. грн. – на 12% выше стартовой цены. Их «счастливым обладателем» стала компания «Энергоинвест-Холдинг», контролируемая И.Гуменюком, деловым партнером Ахметова. Последнего и называют реальным бенефициаром этой сделки.
Суммарно государственные пакеты акций шести энергокомпаний – «Днепроэнерго», «Западэнерго», «Киевэнерго», «Крымэнерго», «Донецкоблэнерго» и «Днепроблэнерго» обошлись владельцу «Шахтера» в 4,6 млрд. грн. Эта сумма всего в 3 раза превышает стоимость его квартиры в Лондоне (1,7 млрд. грн.).
Российский след
Особые преференции при Януковиче получали и российские «друзья», а также аффилированные с ними представители отечественного бизнеса. В частности, в феврале 2012 года «Луганское энергетическое объединение», подконтрольное российскому бизнесмену К.Григоришину приобрело 50% акций «Винницаоблэнерго» по цене 176,2 млн. грн., что лишь на 5,1% превышало стартовую стоимость пакета. Для создания видимости конкуренции, в торгах участвовала другая российская компания – VS Energy, принадлежащая российским бизнесменам Е.Гинеру и А.Бабакову, правда ее участие было не более чем формальностью.
Григоришин оказал ответную услугу Бабакову и Гинеру, формально приняв участие в конкурсе по продаже 45% акций «Черновцыоблэнерго». Победила на нем компания VS Energy, купившая пакет за 70 млн. грн., что лишь на 7,7% превышало стартовую стоимость. В обоих случаях энергетические активы страны попали в частные руки по ценам существенно ниже рыночных.
По схожей схеме государство распрощалось и с 50% акций «Закарпатьеоблэнерго», получив от сделки лишь 140,7 млн. грн., при стартовой цене в 135 млн. грн. Приобретателем выступила компания «Энергетическая Украина ТВ» А.Бабакова и М.Спектора. Позже 50% акций ООО «Энергетическая Украина ТВ» были проданы австрийской компании Ombri Elektrical Energy Holding. Он же, к слову, по информации источников, докупил еще 25% акций предприятия. Однако опасаясь санкций действовал не напрямую, а через местных бизнес-партнеров – Сергея Левочкина (бывшего главу Администрации Президента) и Юрия Бойко (экс-министра топлива и энергетики).
Еще один близкий к российскому бизнесу украинский олигарх Дмитрий Фирташ при Януковиче монополизировал титановую и химическую отрасли (его OstChem контролирует деятельность 4-х из 6-ти отечественных предприятий азотной химии). За российские кредиты он также скупил почти все областные и городские предприятия по газоснабжению.
Старые схемы
Бегство Януковича вынудило многих его бизнес-партнеров и приближенных к нему олигархов на время «залечь на дно». Правда, от старых схем никто отказываться не собирался, ведь сама идея получать ценные государственные активы за бесценок оказалась слишком привлекательной. 12 июня 2014 года на торгах с молотка должны были уйти 2,2% и 5% акций ПАО «Сумыхимпром». Фонд Госимущества по неясной причине решил проводить аукцион на малоизвестной «Восточно-европейской фондовой бирже», аффилированной с Дмитрием Фирташем. В его интересах биржа пыталась по старой схеме и по разным надуманным предлогам не пустить других претендентов к конкурсу. Только благодаря настойчивости одного из них удалось предотвратить адресную продажу акций «Сумыхимпром».
В ноябре в конце длинного приватизационного тоннеля наконец появился свет. 26 ноября 25% акций компании «Закарпатьеоблэнерго» при стартовой цене в 62 млн. грн. ушли с молотка за 255 млн. грн. Примечательно, что если пересчитать стоимость акций компании в долларовом эквиваленте, то в 2012 году за пакет в 50% государство выручило 17,5 млн. долл., а в 2014 за 25% – 17 млн. долл. Этот случай лишний раз доказывает, что даже в условиях падения экономики и военных действий на Донбассе приватизация может стать источником пополнения казны, но эффективна она только когда торги проходят открыто и прозрачно.
27 ноября состоялся еще один аукцион, на котором за 25% акций «Винницаоблэнерго» боролись 4 компании. В итоге, при стартовой цене в 81,75 млн. грн., пакет был продан за 112,73 млн. грн.
Но говорить о том, что прозрачная приватизация превратилась в тенденцию пока, к сожалению, преждевременно. После успешных торгов 26 и 27 ноября, на следующий день 25% акций «Черновцыоблэнерго» ушли по стартовой цене – 36,4 млн. грн. Покупателем стала малоизвестная финансовая компания «Хранитель».
Пути выхода
О том, что от практики адресной приватизации необходимо отказываться неоднократно упоминали и в Кабмине и в Фонде Госимущества. Но, невзирая на обильную критику в адрес бывшего президента и его соратников, расследовать нарушения приватизационного законодательства никто пока даже не начал. Похоже, новые власти пока не видят причины наказывать тех, против кого так рьяно боролись, и возвращать активы, отданные в частные руки за копейки. Хотя в идеале всех лиц, принимавших участие в коррупционных схемах (покупатели, чиновники ФГИ и члены правительства) давно должны были привлечь к ответственности. В сложившихся условиях и с учетом проблем с наполнением бюджета также было бы вполне логично поднять вопрос либо о пересмотре результатов адресной приватизации времен Януковича и реприватизации, либо хотя бы о возмещении государству ущерба от отчуждения активов по заниженным ценам за счет их нынешних собственников.
Под вопросом пока и то, как на практике будут действовать закон «О санкциях» и соответствующее распоряжение Кабмина № 829-р, предполагающие запрет на продажу госимущества россиянам и лицам, аффилированным с ними. В частности, Дмитрий Фирташ давно положил глаз на Одесский припортовый завод, который Фонд госимущества планировал продать в 2014 году. ОПЗ имеет единственный в Украине терминал по перевалке аммиака мощностью в 4,7 млн. т в год и непосредственно подведен к аммиакопроводу «Тольятти–Горловка–Одесса». Также известно об интересе российских бизнесменов А.Бабакова и К.Григоришина к приобретению «Черкассыоблэнерго».
В условиях агрессии со стороны Российской Федерации продажа ценных государственных активов российским бизнесменам, а также их украинским «партнерам» сродни измене национальным интересам. Ведь таким образом Украина фактически соглашается на то, что ее предприятиями будут управлять из Кремля. Недопустимой для новой власти является и возврат к адресной приватизации, фактическому разбазариванию госимущества. Только проведение открытых и прозрачных конкурсов способно обеспечить поступления денег в бюджет. Денег, которые сейчас как никогда нужны стране. Аттракционы невиданной щедрости новая власть точно не может больше себе позволить ни с имиджевой ни с экономической точки зрения.