В парламенте усиленно проталкивают законопроект о существенном повышении налогов, принятие которого нанесет огромный удар по легальному бизнесу и официальной занятости, по доходам и благосостоянию граждан – словом, резко ухудшит социально-экономическую ситуацию в стране в целом, что неминуемо скажется на обороноспособности страны в разгар войны. Цель – заполнить «дырку в бюджете» размером 500 млрд гривен, но результат может быть обратным, поскольку предлагаемое усиление налогового давления чреват сворачиванием деловой активности, тенизацией бизнеса и занятости, падение платежеспособного спроса на фоне сокращения доходов граждан и роста цен. Законопроект принят пока в первом чтении, но похоже на то, что он будет быстро принят в целом и вступит в законную силу, причем после второго чтения его условия могут существенно ухудшиться.
Характерной особенностью этого норматива является также то, что его могут ввести задним числом с 1 октября, поскольку вряд ли его успеют до октября принять. Такие манипуляции категорически противозаконны. Но подобные «зихера» для нашей власти не новость. Не говоря о том, что изменения в Налоговый кодекс вообще должны вноситься не позднее, чем за полгода до вступления их в силу.
Кроме того, во время недавнего визита в Киев глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что Евросоюз выделит 39 млрд долларов для внешнего финансирования бюджета Украины в виде кредита, но под залог замороженных активов России.
Об этом говорится в публикации The New York Times «With $39 Billion Loan for Ukraine, Europe Moves Ahead Without U.S.» или «С кредитом в размере 39 миллиардов долларов для Украины Европа движется вперед без США».
И хотя в отношении этих средств существует ряд подробностей, вдаваться в которые сейчас не будем, но указанная сумма в разы превышает то, что Минфин намерен получить в результате повышения налогов. В связи с этим возникает вопрос о том, стоит ли давить и без того дышащую на ладан из-за войны и разрухи экономику, если есть другой источник финансовых ресурсов.
Итак, на днях парламент принял за основу скандальный законопроект о повышении налогов для бизнеса и граждан №11416-д.
Норматив вносит следующие основные нововведения:
– военный сбор для всех граждан повышается с 1,5% до 5%;
– физлица-предприниматели 3 группы будут платить военный сбор в размере 1% от оборота;
– ФЛП 1,2 и 4 групп – 10% от минимальной зарплаты, но поскольку рост минималки на следующий год не предусмотрен, и она останется равной 8000 гривен, то в будущем году это будет фиксированный платеж в размере 800 гривен в месяц;
– вводятся авансовые платежи банков в размере 50% от прибыли; такой налог банки платили в прошлом году, затем его отменили, но теперь снова вводят;
– небанковские финансовые учреждения (кроме страховых компаний) будут платить аванс в размере 25% от прибыли;
– авансовый платеж с прибыли для АЗС;
– налоговый период по отчетности о доходах, уплате налогов и ЕСВ теперь будет составлять один месяц, хотя ранее было три месяца;
– Кабмину будет дано поручение разработать законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс о зачислении военного сбора в спецфонд бюджета и его последующего расходования на сектор безопасности и обороны;
– В проекте бюджета-2025 заложены поступления от военного сбора на уровне 104 млрд гривен.
Таким образом, вместо ранее ожидавшихся Минфином роста налоговых сборов в размере 4-5% от ВВП, ожидается увеличение поступлений в размере 1,2-1,3% ВВП.
При этом ходят слухи, что предусмотренное законопроектом №11416-д повышение налогов может оказаться не последним, и в течение бюджетного года налоги будут повышать еще, причем даже задним числом, если в этот раз такой «фокус» пройдет.
В частности, ходят разговоры о том, что МВФ якобы настаивает на повышении НДС с нынешних 20% до 22%.
Следует отметить, что принятый в первом чтении законопроект является более мягким по сравнению с первоначальным вариантом, который предлагал Минфин.
Изначально Минфин по ряду позиций требовал куда более «крутые» нормы. Начиная от роста военного сбора для граждан с 1,5% до 5%, введения военного сбора для бизнеса в 1% от оборота и новых налогов для ФОПов, и заканчивая 15% на первую регистрацию авто и продажу недвижимости (даже первую за год, которая сейчас налогами вообще не облагается) и 30% на ювелирные изделия.
Повторим, Минфин ставил цель увеличить налоговые поступления до 4-5% ВВП, чтобы перекрыть дыру в бюджете.
Но проект Минфина, поданный в Раду, вызвал резкую критику, и его «доводкой» занялся профильный комитет парламента.
Из законопроекта исключили военный сбор в 30% с продажи ювелирных изделий и 5% с реализации банками банковских металлов, поскольку это могло бы окончательно уничтожить отечественную ювелирную отрасль, а желающие поехали бы за украшениями за границу.
Убрали норму о налоге в 1% с оборота для всего бизнеса, оставив ее только для ФЛП 3 группы, а для физлиц-предпринимателей 1,2 и 4 групп установили налог на уровне 10% от минимальной зарплаты, что сейчас составляет 800 гривен в месяц.
В текст проекта внесли норму о том, что новые налоги вводятся временно, до конца года, в котором объявят отмену военного положения, поскольку в проекте Минфина такого уточнения не было, и это позволяло повысить налоги надолго, если не на всегда.
Но даже в принятом Радой в первом чтении «облегченном» варианте норматив может сильно усложнить жизнь, конечно, если будет принят в нынешнем виде.
Прежде всего, доходы граждан снизятся в самом непосредственном абсолютном выражении за счет увеличения военного сбора, взимаемого с зарплат официально работающих граждан. Вместо нынешних 1,5% придется платить 5%, то есть на 3,5% больше, а суммарные удержания с зарплаты с учетом подоходного налога (НДФЛ – 18%) вырастут с нынешних 19,5% до 23%.
Например, с зарплаты в 20 тысяч гривен сейчас работник получает на руки 16100 грн, а с новой ставкой налога будет – 15400 грн, то есть на 800 грн меньше.
С учетом роста инфляции 7,5% (что представляется заниженной цифрой, но это отдельный вопрос), падение номинальных и реальных доходов станет еще существеннее.
Правда, в коммерческом секторе зарплаты в Украине растут, и это позволит работниками коммерческого сектора несколько компенсировать ущерб. Рост зарплат обусловлен жестким кадровым дефицитом, вызванным войной и миграцией. К примеру, в первом квартале этого года средняя зарплата в стране увеличились на 22,5%, а во втором – на 22,1% в годовом измерении (до 20964 гривен).
Но далеко не всем везет получать такие зарплаты. Тем более что отечественная статистика продолжает с тупым упорством считать не медианную зарплату, а обычную среднеарифметическую, которая вообще мало о чем говорит, но это отдельный вопрос.
В следующем году прогнозируется рост средних зарплат на 18,5% – до 24389 гривен. Этот рост также обусловлен растущим дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов.
Но нарастающие экономические проблемы, инфляция, рост цен на сырье, падение стоимости готовой продукции на фоне падения платежеспособного спроса, развал рынков сбыта и логистических цепочек, ряд других факторов делаю все более невозможным повышение зарплаты.
К тому же, если работники коммерческого сектора все же могут рассчитывать на повышение зарплаты, то бюджетникам в будущем году это «не светит». В проекте бюджета на 2025 год ставки по Единой тарифной сетке, к которой привязаны зарплаты в бюджетной сфере, практически не меняются. А это значит, что зарплаты останутся, в лучшем случае, теми же, а платить налогов с них придется больше за счет роста военного налога – 23%, вместо нынешних 19,5%. Коснется это таких низкооплачиваемых категорий, как педагоги, медики, социальные работники.
К примеру, для учителей, которые и так зарабатывают мало (в среднем 10-12 тысяч) сумма на руки после повышения налогов составит всего 7,7-9,2 тысячи гривен. Врачи с зарплатой в 20 тысяч станут получать 15,4 тысячи.
Бизнес попытается компенсировать рост налогового давления, и пострадает от этого потребитель.
Причем речь идет не только о логичном в данном случае повышении цен, но и о теневых схемах, а также о конкретном криминале в виде. Например, если говорить моторном топливе, то, в лучшем случае, АЗС будут торговать «левым» бензином и дизелем нормального качества, а в худшем случае, топливо будут недоливать, а качество его может оказаться плохим, и это скажется на автомобилях, которые будут выходить из строя, а владельцам придется платить большие деньги за ремонт.
Если продолжить тему моторного топлива, то, по ряду оценок, дополнительный налог на АЗС увеличит стоимость литра примерно на 1,5 гривны, хотя недавно цена «на пистолете» уже повысилась примерно на такую же сумму за литр из-за повышения акцизов на топливо.
Более того, в январе будущего года намечен второй этап повышения акцизов на топливо. Поэтому, с учетом авансовых платежей, прогнозируют увеличение розничных цен на бензин и топливо еще на 5 гривен за литр.
Некоторое послабление может только дальнейшее падение стоимости нефти, но цены на нее отличаются значительной волатильностью и зависят от очень многих факторов, а потому особые надежды на это возлагать не следует.
Рост стоимости топлива «потянет» за собой цены буквально на все в той или иной степени.
В целом, намечаемый рост налогов, по ряду оценок, приведет к общему росту цен в среднем на 1%. Но к этому добавятся другие факторы роста цен в виде подорожания топлива, логистики, энергоресурсов.
Результатом, по некоторым прогнозам, может стать рост инфляции до 10%.
Хуже всего то, что налоговое давление будет расти на легальный бизнес и трудоустройство, окончательно добивая их. И это вместо поиска резервов дополнительных поступлений в бюджет за счет детенизации экономики и борьбы с коррупцией. К тому же, создаются дополнительные предпосылки для появления новых схем для уклонения от налогообложения.
Не говоря о принципиальной недопустимости введения налоговых законов задним числом, собственно, как и любых других законов, что, похоже, намерена провернуть власть. Тем более что введение новых налогов и повышение ставок во время бюджетного года грубо не просто противоречит положениям Налогового и Бюджетного кодексов, но и расшатывает пока еще работающий бизнес.
Предлагаемый рост налогового давления чреват серьезными проблемами в таких сегментах, как банковские депозиты и рынок недвижимости.
Следует напомнить, что военный сбор взимается не только с зарплат, но также почти со всех доходов, полученных как в Украине, так и за границей. В том числе, с дивидендов от банковских вкладов, доходов от продажи второго и последующих в текущем году авто или объекта недвижимости.
Если предложенное Минфином повышение военного сбора с первой регистрации авто или продажи недвижимости до 15% отменили, то уплата стандартного военного сбора остается.
Сейчас с продажи второго авто или квартиры в текущем году сейчас нужно платить 5% от стоимости плюс военный сбор 1,5%, то есть, 6,5%. После принятия закона военный сбор будет составлять уже 5%, а не 1,5%, и в результате, суммарный налог автоматически вырастет с 6,5% до 10%.
С третьей продажи за год нужно платить 18% НДФЛ плюс военный сбор. Сейчас это 19,5%, а после повышения военного сбора будет 23%.
Конечно, эти проблемы касаются далеко не всех, а преимущественно тех, кто побогаче. Но проблемы могут коснуться любого, кто вынужден будет продавать машину или недвижимость, если срочно потребуются деньги, например, на лечение.
Попытки заложить повышение налогов в цены продаж далеко не всегда могут сработать, поскольку рынок недвижимости и так находится в коматозном состоянии из-аз войны и массового «сброса» недвижимости для скорейшего получения денег, что косвенно подтверждает тот факт, что люди бегут из страны, выводя активы в «кэш».
Возникают проблемы и у банковского сектора в связи с возможным массовым изъятием вкладов из банков. В свою очередь, это подхлестнет рост валютного курса, поскольку выводимая гривна, в значительной мере, будет вкладываться в валюту.
Причина в том, что, с ростом военного сбора и увеличением суммарного налога на доходы от банковских депозитов с 19,5% до 23% при условии прогнозируемой инфляции, депозиты могут стать убыточными.
В настоящий момент, когда вкладчику банка выплачивают проценты по банковскому вкладу, банк взыскивает с дохода по депозиту два налога – на доходы физлиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор в 1,5%, то есть всего 19,5%. Но если законопроект будет принят в нынешнем виде, военный сбор поднимут с 1,5% до 5%, и тогда с дохода по депозиту будут взимать налог в размере 23%. Таким образом, депозитные вклады станут еще менее выгодными, особенно на фоне недавнего снижения учетной ставки Нацбанка и соответствующего снижения банками ставок по депозитам.
Дело в том, что пока Нацбанк держал учетную ставку на уровне 25% годовых, средние депозитные ставки для физлиц в коммерческих банках составляли 15-16%, а после вычета налогов – 12,1-12,9%. Максимальные ставки по депозитам достигали 18% или 14,5% – после вычета налогов.
При этом инфляция, по данным Госстата, в 2023 году составила 5.1%.
Но в 2024 году, по мере снижения учетной ставки Нацбанка, банки опустили средние проценты по вкладам населения до 12,88% (10,4% без налогов), максимальные – до 14-14,5% (11,3-11,7% без налогов).
Если же закон примут, налогообложение доходов по депозитам вырастет до 23%, а инфляция уже достигла в августе 7,5% и продолжает расти, то средняя доходность гривневых 12-месячных депозитов для конечного вкладчика опустится вообще до 9,9% годовых.
Но это в среднем. В госбанках платят ниже среднего, и доход будет еще меньше. Например, Приватбанк сейчас предлагает 12-месячный гривневый вклад под номинальные 7,5% годовых, что за вычетом текущих налогов 19,5% обеспечивает доходность в размере 6,04%. А если военный сбор поднимут, то будет еще меньше – 5,8% годовых. Это уже меньше текущей официальной инфляции в 7,5%, и делает инвестицию совсем невыгодной.
Более выгодными могут оказаться вклады в валюте за счет роста курса. С начала 2024 года официальный курс доллара вырос на 9% с 38 грн до 41,4 грн за доллар, а согласно расчетам Кабмина, в 2025-м может подняться еще на 8,7% – до 45 грн за доллар. Именно такой среднегодовой курс Кабмин закладывает в госбюджет-2025.
От себя отметим, что надежды на постоянный рост курса доллара могут не оправдаться, поскольку гривна может неожиданно окрепнуть, например, за счет неожиданной интервенции Нацбанка, если в этом может быть заинтересован кто-то «сильно крутой». К тому же, резкая девальвация гривны тоже ничего хорошего не несет.
Все это к тому, что перспектива оттока из банков гривневых вкладов населения с целью перевода гривны в доллар чревата серьезными проблемами для финансово-банковской системы. Если крупные госбанки сейчас это могут не почувствовать, поскольку через них идут крупные денежные потоки, например, зарплаты Минобороны, и именно это позволяет им платить небольшие проценты по депозитам, то более мелкие банковские структуры могут пострадать, а потому свернут кредитование реального сектора, которое и без того пребывает в далеко не лучшем состоянии.
К тому же, сокращению депозитов и процентов по ним будет способствовать дальнейшее снижение учетной ставки Нацбанка.
В то же время, изъятие из банков гривны и скупка валюты подстегнет валютный курс, что негативно отразится на экономике.
В целом, принятие законопроекта №11416-д даже в том виде, который он имеет после первого чтения, может привести к достаточно серьезным социально-экономическим последствиям.
Необходимость в этом законе в свете выделения указанного выше финансирования ЕС вызывает серьезные сомнения.