Украинские фермы кормят Европу и Китай. Россия хочет положить этому конец. В зоне боевых действий сгорело уже около 350 000 га полей. Уничтожение украинских сельскохозяйственных угодий, техники и инфраструктуры - это не побочный ущерб от войны. Это одна из ключевых целей военной стратегии России.
16 мая 2022 года десятки тысяч образцов редких семян были уничтожены в результате российского обстрела харьковского Юрьевского института, в котором находится Национальный банк генов Украины. Об этом пишут Экономические новости со ссылкой на The Washington Post.
Юрьевский институт имеет богатое прошлое – его предшественник был основан в 1908 году, в то время, когда евразийское зерно кормило быстро растущую промышленную рабочую силу в Западной Европе. Расположенный в университетском городе Харькове, генный банк был домом для более чем 160 000 сортов семян растений и культур.
Цель была выбрана оккупантами отнюдь не случайно.
Ущерб, нанесенный Национальному банку генов Украины, и потеря ценных семян являются частью целенаправленной российской кампании по нанесению ущерба украинскому сельскому хозяйству в этом году и, возможно, на десятилетия вперед.
Евразийское зерно оказалось в центре внимания мировой общественности во многом потому, что нехватка зерна, вызванная войной, является причиной голода за рубежом.
Однако не все до конца понимают, что целенаправленное уничтожение украинских сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственной техники и инфраструктуры – это не побочный ущерб в ходе войны за территории и геополитические интересы.
Это одна из основных частей военной стратегии России.
Плодородный черноземный пояс Евразии, известный как чернозем, проходит через большую часть Украины. Длительный вегетационный период и большое количество осадков создают идеальные условия для выращивания таких продовольственных товаров, как пшеница, кукуруза, масличные культуры и сахарная свекла.
Уничтожение украинских ферм наносит серьезный ущерб экономике страны и дает России больше рычагов влияния на своих партнеров по торговле зерном в Африке и Азии.
Мы выделили четыре вида ущерба, которые заслуживают внимания мировых политиков.
Первый – это воровство. Сообщается, что российские войска похищают различные виды сельскохозяйственной техники – комбайны, тракторы и т.д., перемещая их в Россию или на контролируемые Россией территории.
Кроме того, за лето с элеваторов в Восточной Украине были украдены миллионы тонн зерновых и масличных культур на сотни миллионов долларов.
Второй вид ущерба был вызван нарушением цикла урожая этого года. Яровая пшеница, кукуруза и многие технические культуры обычно высаживаются в конце марта после последних весенних заморозков, но в этом году сев совпал с первыми неделями войны.
Перебои, вызванные войной, привели к дефициту семян, удобрений, топлива и других основных ресурсов, а значительная часть сельскохозяйственной рабочей силы воюет в составе территориальных сил обороны или бежала. Это задержало и нарушило посев, выращивание и сбор большей части урожая в стране.
Когда зерно достигло зрелости, российские военные подожгли поля, особенно в Донецкой, Николаевской и Херсонской областях. По всей Украине только в июле было сожжено около 70 000 гектаров и сотни тысяч тонн зерна.
Война с Россией также разрушила сельскохозяйственную инфраструктуру, что является третьим видом ущерба. Сюда входит повреждение сельскохозяйственных земель от бомбардировок и мин, а также уничтожение техники, ирригационных систем, складской и транспортной инфраструктуры. Около трети всех орошаемых сельскохозяйственных земель в Украине находится в Херсонской и Запорожской областях, частично оккупированных российскими войсками.
Российские войска подвергают бомбежкам элеваторы и портовые терминалы. Ракетный удар по морскому зерновому порту “Ника-Тера” в Николаеве, третьему в Украине по объемам перевозок, уничтожил зерновой терминал порта.
Четвертый вид ущерба связан с блокадой Россией Черного и Азовского морей – основных экспортных маршрутов для украинских продовольственных товарных культур. В 2021 году Украина экспортировала почти 45 миллионов тонн зерновых и бобовых культур, подавляющее большинство – морским путем. Китай является крупнейшим импортером украинской агропродовольственной продукции, второй по величине рынок – Европейский Союз.
В начале войны миллионы тонн зерна все еще находились на складах и не могли быть отправлены, что угрожало глобальной продовольственной безопасности.
22 июля Украина и Россия подписали соглашение при посредничестве Турции об открытии “зерновых коридоров” и возобновлении поставок зерна, масличных и других культур из трех украинских портов на Черном море: Одессы, Черноморска и Южного.
Но по мере того, как начинается сезон сбора урожая, возможности Украины по поддержанию экспорта зерна все еще сталкиваются с проблемами. Несколько других портов по-прежнему не могут принимать и отправлять грузы из-за российской морской блокады.
Три действующих порта должны будут экспортировать миллионы тонн зерна ежемесячно, только чтобы успеть собрать урожай этого года.
Однако, как показывает бомбардировка Юрьевского института, война России против украинского сельского хозяйства ведется в расчете на более отдаленную перспективу.
Атаки на Юрьевский семенной банк и жизненно важную инфраструктуру хранения, транспортировки и экспорта угрожают перспективам украинского сельского хозяйства надолго после окончания войны.
Уничтожение сельскохозяйственных активов является частью расчетливых усилий по нанесению ущерба сектору, который исторически имел огромное экономическое значение для Украины.
России хорошо известно значение украинского сельского хозяйства и плодородность его почвы.
Почти столетие назад Советский Союз вел жестокую войну против украинских крестьян во время коллективизации сельского хозяйства, которая привела к голоду, смертям и разрушению сельского хозяйства.
По сравнению с 1930-ми годами, сегодня у украинских фермеров и их хозяйств, возможно, больше шансов. Даже когда ценные и редкие семена Национального банка генов были уничтожены, украинским фермерам удалось посеять, собрать урожай и возобновить экспорт.
Как гласит украинская пословица: “Они хотели нас похоронить, но не знали, что мы — семена. Мы прорастаем сквозь асфальт”!