Для любителей культурно-познавательного туризма конец апреля подготовил ряд приятных сюрпризов. Наиболее интересные из них — презентация работы Рембрандта «Христос в Эммаусе» в парижском Лувре, открытие скульптурной экспозиции британца Энтони Каро в музее Метрополитен в Нью-Йорке и выставка «Западноевропейская и русская живопись XVI-XX веков» в Третьяковке
Период с апреля по май считается самым благоприятным для экскурсионных поездок по всему миру. В частности, любители искусства знают, что в это время в Европе проходят ночи и уикенды бесплатных посещений музеев. В частности, международная акция «Ночь в музее», традиционно проводимая в середине мая, распахнет перед посетителями тысячи дверей.
Предваряя все эти события, 21 апреля в Лувре открылась выставка одной картины: на этот раз накануне Пасхи организаторы выбрали знаменитое полотно Рембрандта «Христос в Эммаусе» (1648 г.). В подобных выставках зачастую участвуют произведения из собственного собрания музея, а основная цель такой экспозиции — обратить основное внимания публики на отдельные шедевры и рассказать о них более подробно. Таким образом, картина «Христос в Эммаусе» до 18 июля экспонируется в окружении других образов Иисуса Христа, созданных Рембрандтом и его учениками. Основная задача, которую ставили перед собой кураторы выставки, заключается в том, чтобы показать новаторство и изобретательность известного мастера в области библейской иконографии.
А в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art) решили порадовать обширной экспозицией одного из самых влиятельных скульпторов-абстракционистов Энтони Каро, родившегося в 1924 г. в Англии в еврейской семье. Его работы — это преимущественно стальные конструкции, иногда ржавые или выкрашенные краской, созданные из металлических, а нередко и бронзовых, серебряных и свинцовых балок, перекладин, труб, пластин и решеток, плит и разного металлического хлама того рода, что можно порой найти на свалках. Из всего этого, а также дерева и бумаги скульптору удается создавать формы, которые перерастают материал, из которого они изготовлены, и вдохнуть в них жизнь и настроение. Карьера Каро началась после окончания Лондонской Королевской академии искусств. Он стал учеником и помощником Генри Мура, затем получил возможность самостоятельно выставить свои работы на экспозиции в Милане в 1956 г., что само по себе явилось невероятным достижением для молодого скульптора. Используя промышленные материалы, Каро умудряется совмещать в своем творчестве скульптуру и архитектуру. Он первым отказался от постаментов, сделав свои работы доступными зрителю. Известно, что Каро совместно с известным английским архитектором Норманом Фостером принимал активное участие в проектировании единственного в британской столице пешеходного моста «Миллениум».
Ныне творения скульптора, представляющие собой металлические инсталляции, будут выставлены с 26 апреля по 30 октября в летнем саду Iris and B.Gerald Cantor Roof Garden, расположенном на крыше музея. Этот сад является подарком филантропов Айрис и Би Джералда Канторов музею Метрополитен. Он располагается на плоской крыше музейного здания и играет роль открытой террасы, ресторана и музейной площадки. Это место исключительно популярно среди гостей города, приезжающих в Нью-Йорк в теплое время года. С него открываются живописные виды на Центральный парк и силуэты небоскребов Манхэттена. Интересно, что работы Каро уже выставлялись на крыше Метрополитен в 1987 и 1988 гг. Нынешняя экспозиция ознаменует 50-летнюю годовщину первой выставки скульптур Каро, выполненных в металле. Приветствуя возвращение работ Каро для новой выставки, Гэри Тинтероу, руководитель отдела искусства XIX в. и современного искусства музея Метрополитен, отметил, что Каро — это один из ведущих мастеров того поколения, которое создало «исключительно великую и монументальную скульптуру». В России в Государственной Третьяковской галерее с конца апреля по 31июля будет развернута экспозиция «Западноевропейская и русская живопись XVI-XX вв. из собрания Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки». Это уже 35-я выставка в рамках программы «Золотая карта России», знакомящей публику с лучшими музейными собраниями российских регионов. Зрители увидят около 60 произведений, среди которых полотна русских мастеров XVIII-XX вв. и работы XVI-XIX вв. итальянской, голландской, французской и швейцарской художественных школ из яркого и разнообразного собрания Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки.
История галереи традиционна для русской провинции. Сама ее коллекция старше, чем музей. Начало формирования собрания относится к периоду создания Губернского историко-археологического и кустарного музея (1903-1905). Первые произведения поступали в коллекцию как пожертвования частных лиц. Основа собрания будущей галереи сложилась в послереволюционные годы по преимуществу из картин, изъятых из национализированных курских дворянских имений Барятинских, Шварцев, Нелидовых и Ребиндеров. Однако идея открыть музей искусств была осуществлена только в 1935 г., когда для этого выделили около 200 произведений из художественного отдела краеведческого музея. В этом же году пополнил собрание своими работами знаменитый уроженец Курска А.А. Дейнека, чье имя присвоено галерее в 1969 г. В дальнейшем фонды музея росли за счет различных государственных институций, в том числе поступлений из региональных и центральных музеев, среди которых была и Государственная Третьяковская галерея. В настоящее время в собрании музея более 8 тыс. экспонатов.
Нынешняя выставка в Третьяковке познакомит с самыми интересными работами Курской картинной галереи. Например, в разделе западноевропейского искусства (его коллекция в галерее сформирована в основном из работ, поступивших из двух дворянских усадеб — Барятинских и Шварцев) представлено 13 полотен — жемчужин всего собрания. «Натюрморт с автопортретом» итальянского мастера второй половины XVII в. Франческо Мальтезе происходит из усадебной коллекции Барятинских. Несколько поколений этой княжеской семьи приобретали произведения искусства в Италии. К их коллекции относятся и холст «Св. Екатерина Александрийская» (неизвестный художник XVII в.), стилистика которого близка последователям Караваджо, и полотно «Голова старика» Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), а также известный по многим повторам (один из которых и находится в Курске) «Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны» (1797) кисти Э. Виже-Лебрен.
Подлинный шедевр собрания — это «Портрет девочки» Федериго Бароччи (1535-1612), представителя позднего маньеризма, придворного живописца герцогов делла Ровере (Урбино). Портрет происходит из собрания наследников великой княгини Марии Николаевны, вице-президента Академии художеств, лично приобретавшей полотна во Флоренции. В собрание галереи картина поступила из ГМИИ в 1939 г.
Особое место в экспозиции занимает «Портрет Софии Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, жены английского короля Георга III» кисти английского художника Алана Рамзея (1713-1784). Это полотно, принадлежащее Рыльскому краеведческому музею (Курская область), восстановлено сотрудниками реставрационного отдела галереи и отображает их высокий профессионализм. Сложнейший процесс реставрации картины запечатлен в фильме, демонстрирующемся на плазменной панели, а также на специальном мультимедиа-панно.