Александр Ирванец отправляется во всеукраинский тур, посвященный презентации его новой книги «Сатирикон-XXI», выпущенной издательством «Фолио». В рамках тура автор посетит 10 городов, начав его 24 марта в Житомире. Далее маршрут пройдет по городам Винница, Луцк, Тернополь, Луганск, Днепропетровск, Харьков, Львов, Ровно, а завершится 19 апреля двумя выступлениями в Киеве
В увесистый томик объемом в 768 страниц уместились практически все его лучшие труды, созданные в жанре малой и большой прозы, а также стихотворения разных лет. При этом до недавнего времени плодом всей литературной деятельности Александра Ирванца являлись двадцать изданий, в числе которых отдельные прозаические произведения, шесть пьес, а также семь книг переводов со славянских языков на украинский. В двадцать первой по счету книге «Сатирикон-ХХI», ставшей итоговой для трех десятилетий творчества Ирванца, впервые под одной обложкой собраны романы «Рівне/Ровно», «Хвороба Лібенкрафта», несколько рассказов, в частности, наполненный тонкой иронией «Загальний аналіз», подборка стихотворений «Мій хрест», рассказы и очерки. Кстати, в течение 2010 г. все они выходили в «Фолио» отдельными книгами. Правда, ныне не обошлось и без новинок. Впервые читатель сможет познакомиться с поэмой «Беларусь» и «рассказом путешественника» под интригующим названием Play the game, где господин Ирванец собственной персоной предстает подвергшимся «тлетворному влияния Запада». Нет, писатель не опустился до «клубнички», прельстившись посещением злачных мест и борделей, но честно признался, что не только испытал глубокие чувства, став игроком в казино, но и запросто выиграл в рулетку вполне достойные по киевским меркам EUR150.
В октябре 2007 г. «Рівно/Ровно», одна из самых читаемых книг Ирванца, стала финалистом литературного конкурса Angelus для писателей из Центральной Европы, проходящего в польском городе Вроцлав. Вероятно, организаторов в первую очередь заинтересовала смелая и нетривиальная фабула этого произведения, впервые опубликованного в 2000 г. Интересно, что в 2005 г. первым лауреатом премии Angelus и обладателем чека на сумму 150 тыс. злотых (около $60 тыс.) стал Юрий Андрухович с романом «Дванадцять обручів».
В фантастическом приключенческом «Рівно/Ровно», этом, согласно авторскому определению, «вроде бы романе» рассказывается о городе, который в результате исторических обстоятельств был разделен на два сектора. Прозрачные аллюзии с «Берлинской стеной» позволили Ирванцу виртуально проиграть подобный сценарий и в Украине с ее совсем не условным и достаточно болезненным разделением на восточную и западную. Интрига заключается в том, что главный герой романа, литератор Шлойма Эцирван, который живет в «западном секторе», волей случая вдруг оказывается по другую сторону баррикад…
Как ни хорош «Рівно/Ровно», но центральным произведением сборника видится еще одно крупное произведение в излюбленном автором жанре антиутопии, а именно «Хвороба Лібенкрафта». Это сюрреалистически-фантасмагорическое сочинение настолько мрачно и жестоко, что я бы не рекомендовал его для прочтения неподготовленным любителям изящной словесности. Скажем больше: дабы современные чересчур нервные и одновременно доверчивые дети не заразились вышеупомянутой болезнью, было бы неплохо снабдить «Хвороба Лібенкрафта» грифом «для читателей старше 16 лет». Мастерски написанные натуралистические сцены кровавой расправы над ордой бродячих собак чередуются здесь с изображениями алкогольного угара и циничных бессмысленных убийств. Страшна гнусная безысходная действительность, представленная писателем, все это весьма тяжело для восприятия, но, по-видимому, автор и ставил задачу как можно чувствительнее потрясти и заставить думать.
Понять и принять, а возможно, и полюбить странноватую авторскую стилистику Ирванца, красной нитью проходящую через все произведения, размещенные в новом сборнике, можно только через понимание его идеологического базиса. Внимание читающей общественности Александр Ирванец привлек после того, как в 1985 г. он вместе с Юрием Андруховичем и Виктором Небораком создали литературное объединение «Бу-Ба-Бу» («Бурлеск — Балаган — Буффонада»). До этого события скромный школьный учитель из Ровно, заполняющий часть своего досуга написанием стихов, в литературном мире был практически неизвестен. Три бунтаря стали заниматься литературным творчеством, не рассчитанным на публикации и дивиденды. Со временем такая стратегия принесла свои зрелые плоды, хотя и к 1987 г., когда в киевском Молодом театре состоялся первый вечер «Бу-Ба-Бу», они уже владели собственной целевой аудиторией.
Язык Ирванца чистый и ясный, причем Александр очевидно избегает ненормативной лексики, хотя и не гнушается ею, когда это уместно, да и «язык чешется». Он любит эпатаж и балансирует на грани ерничества. «Сегодня я готов к этому еще больше, и дело здесь не в возрасте, а в ситуации общественной и внутрилитературной. К сожалению, есть много неутешительных вещей, против которых хочется протестовать. А протест, вызов, эпатаж — это слова одного порядка. Меня очень много чего не устраивает в украинской действительности и литературе, поэтому сегодня я склонен к эпатажу больше, чем когда-либо»,— заявил Ирванец в одном из недавних интервью.