По мнению художницы Яны Ландэ, любая мебель имеет половую принадлежность
В Киевском музее русского искусства до 21 ноября открыта выставка картин Яны Ландэ «Люстра правосудия», в которых московская художница раскрывает секреты окружающих нас предметов.
Разрушать стереотипное восприятие, заставляя увидеть совсем не то, к чему мы привыкли с детства, для Яны далеко не впервой. Изображения чайных сервизов с рисунком в горошек как синоним того самого неподдающегося конкретному описанию блаженного счастья еще два года назад сумели завоевать сердца москвичей. Однако для того, чтобы проникнуться творческой идеей Яны Ландэ, послужившей первопричиной для создания серии совершенно необычных «портретов» и правильно понять ее живопись, даже искушенному любителю современного искусства необходима изрядная подготовка. Восприятию неодушевленных предметов в качестве главных персонажей новых полотен Ландэ поможет хотя бы частичное проникновение в систему своеобразного символизма ее художественного мышления, которое с каждым новым проектом дает совершенно неожиданные плоды.
Вот и сейчас прямолинейный подход способен ввести в заблуждение. На восьми больших картинах вроде бы изображены хотя и роскошные, но все же вполне тривиальные предметы домашней обстановки и утвари — кресла, обитые парчой, и громоздкие богатые хрустальные люстры. Но это только на первый взгляд. «Мы как-то не склонны замечать, что в жизни постоянно окружены разными вещами, а ведь от них зависит далеко не только наше настроение, но и многое другое в нашей судьбе»,— говорит Яна Ландэ. Каждый портрет конкретного предмета связан у художницы с важными моментами счастливого бытия. По ее мнению, предметы интерьера наделены не только трепетной душой, но и половой принадлежностью. Согласно ее трактовке, кресло — это, конечно же, мужчина с его способностью крепко стоять на ногах, солидностью и склонностью к основательности. Люстра же — это типичная женщина, нарядная, взбалмошная и капризная и вроде бы «вневозрастная».
Между прочим, «кресла-мужчины», порожденные буйной фантазией Яны,— это вам не какие-то там табуретки-юноши или стулья-дядьки. Их образы вальяжны и окружены соответствующим антуражем из переплетения золотых и серебряных узоров. Словом, способ мирского существования такого кресла, которое возьми да появись в нашей реальной жизни, вполне предсказуем. «Мужчина-кресло» запросто мог бы (или все же могло?) занять настоящее депутатское кресло в Верховной Раде или обитое кожей сиденье «Роллс-Ройса». Соответствуют им и женщины, наряженные в «платья-арматуру» и «юбки-плафоны», украшенные «драгоценностями» в виде висюлек-подвесок и лампочек.
Парадоксально, что присутствовавший на открытии выставки известный художник Борис Егиазарян нашел в Яне Ландэ родственную творческую душу — при всей очевидности того факта, что его живопись диаметрально противоположна по всем параметрам. Общее разве что в том, что Егиазарян, как и Ландэ, питают пристрастие к широкому использованию золотой и серебряной красок. «Прекрасно, прекрасно, так смело, необычно и интересно»,— не скрывал он своего восторга. Тем не менее одна из первых посетительниц выставки нашла работы Ландэ пошлыми и даже отвела художнице место в некоем рейтинге, расположив ее выше Гапчинской, но ниже Влады Ралко.
О стоимости работ серии «Люстра правосудия» Яна предпочитает не распространяться, дескать, коммерческая сторона вопроса ее мало интересует. Тем не менее далеко не секрет, что произведения художницы продаются по весьма серьезным ценам. Так, в конце прошлого года на аукционе «Спорт&Арт», проведенном в московском Музее современного искусства при непосредственном участии одного из топ-менеджеров Sotheby’s лорда Марка Полтимора, картина Яны Ландэ WBC ушла за $9 тыс. По словам организатора мероприятия Анны Намит, творчество Ландэ заслуживает особого внимания. На прошлогодней ярмарке «АРТ Москва» некоторые работы художницы были закуплены в коллекцию Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма.