Бразильский художник выставляет свои работы по всему миру, от Нью-Йорка до Токио, однако в Восточную Европу привез их впервые.
Посетители PinchukArtCentre смогут оценить около 50 произведений, созданных в 1993-2007 годах. В них художник и фотограф конструирует свою персональную реальность из самых неожиданных материалов: шоколада, джема, пряжи, ваты, проволоки, грунта, затем фотографирует то, что получилось, после чего нередко разрушает. У каждой работы есть своя история.
К примеру, «Японка», выглядящая как тканый ковер, собрана из сухого цветного пигмента — цвета в чистом виде. На создание этой картины у Муниса ушло 3,5 месяца, причем начинать пришлось дважды. На начальной стадии работы один из посетителей мастерской по ошибке включил вентиляторы, в результате все, что осталось от будущей «Японки», — куча цветной пыли, которой на самом деле является пигмент.
Есть у работ и символический смысл, материалы выбраны не случайно. Ребенок на фото «Я жду» собран из игрушек, для «Французского солдата» Мунис взял фигурки пластмассовых солдатиков. Изображение Владимира Маяковского — из черной икры, кинодивы Моники Витти — из бриллиантов. А серия портретов темнокожих детей — из сахара: именно работа на плантациях сахарного тростника превращает жизнерадостных гавайских детей в усталых невеселых взрослых.
Основная мысль «Экспертизы» — вещи не такие, какими могут казаться на первый взгляд, — не нова, еще в начале ХХ века ее развивали дадаист Марсель Дюшан и сюрреалист Сальвадор Дали. Однако фотографии Муниса все равно интересны. Подкупает остроумие, без излишней заумности и сарказма, с которым бразилец подает свои идеи. Причем действует этот демократизм и на Западе: по словам Клэр Стэблер, куратора выставки, Мунис — один из самых востребованных фотографов в мире. Правда, сам художник при разговоре о ценах на свои произведения скромно уходит от темы, вспоминая, что родился в бедной семье, и называет расплывчатые суммы от $25 до $200 тыс.
Выставка продлится до 20 мая.