Грандиозная во всех отношениях антиутопия, своей мощью, убедительностью и чрезвычайной актуальностью безоговорочно затмившая все и вся в этом году. Фильм про цивилизацию образца 2027 г., поставленную на грань вымирания тотальным бесплодием женщин и добиваемую варварской борьбой правительства с нелегалами — это поистине визионерский экскурс в будущее. Бескомпромиссный по части реализации и узнаваемый, вопреки своей фантастичности. Захватывающий как монументальностью кадра, так и сюжетной концентрацией. Чрезвычайно, едва ли не отчаянно безжалостный, но при этом мертвой хваткой держащий зрителя на протяжении всего своего действа.
При всем этом картину мексиканца Альфонсо Куарона в свое время не взял в прокат ряд столичных кинотеатров. Впрочем, режиссер создал фильм не столько для кассовых сборов, сколько в копилку вневременных шедевров. Когда наступит пресловутый 2027 г. (надеемся, что не столь удручающий, как здесь) и зритель того времени будет вспоминать лучшие образчики кинематографа 21-летней давности, прежде всего он будет говорить о «Дитяти человеческом». Вот увидите.
2. «Возвращение»
(реж. Педро Альмодовар). Испания
Новый фильм лучшего европейского режиссера оставил ощущение изысканного драматического аттракциона, бесцеремонно забирающего зрителя с потрохами. Оскар за «лучший фильм на иностранном языке» обеспечен.
3. «Спуск»
(реж. Нил Маршалл). Великобритания
Столь оглушительного, первобытного хоррора не было уже давно. Не фильм — сплошное истязание нервов даже видавшей виды аудитории. Петь ему дифирамбы можно долго и упоительно, но лучше, право, один раз увидеть.
4. «Лемминг»
(реж. Доминик Молл). Франция
Сплошной киновосторг с запредельным саспенсом, изучающий зыбкость семейной гармонии. Если бы случилось чудо и если бы Альфред Хичкок, Михаэль Ханеке и Дэвид Линч вместе сняли кино, у них наверняка получился бы «Лемминг».
5. «Изображая жертву»
(реж. Кирилл Серебрянников). Россия
То ли блестящая черная комедия, то ли жутковатый неореализм с шекспировскими интонациями — этот фильм не только собрал крупный урожай фестивальных наград, но и окончательно вернул веру в российский кинематограф.