
Артем Ильин, редактор отдела «Индустрия»

Я привык к гигантомании, которая культивировалась в советской промышленности, поэтому, когда впервые попал в Запорожье, удивился. Здесь широкие светлые проспекты, огромное количество фонтанов и, конечно же, Днепр с легендарным островом Хортица, с которого открывается великолепный вид на Днепрогэс. Вокруг великолепная природа, свежий воздух, чайки на реке, фазаны в перелесках. Трубы дымили где-то очень далеко и, казалось, что они находятся на другой планете, что совершенно не укладывалось в стереотипы об индустриальном городе.
На самом деле они в черте Запорожья просто сконцентрированы в одном месте, вдали от главных туристических маршрутов. И если вы решитесь посетить промзону, готовьтесь получить культурный шок, особенно если в вашем родном городе самым большим предприятием является ЦУМ или ремонтно-механический заводик.
На огромной территории раскиданы десятки предприятий: «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», коксохимический, огнеупорный, ферросплавный заводы, Запорожский титано-магниевый комбинат и множество более мелких производств. Практически все они были построены в 1930-е гг., вместе с Днепрогэсом, дамба которого сегодня так восхищает туристов. «У нашего предприятия и электростанции один день рождения. Когда Днепрогэс дал первый ток, на заводских электропечах была сделана первая плавка»,— рассказывает сотрудник «Днепроспецстали», которая изначально была частью Днепровского промышленного комбината. Под этой вывеской 80 лет назад создавался крупнейший в мире горно-металлургический комплекс в составе десятка производств. Однако всего через семь лет, в 1939 г., был издан приказ о разукрупнении комбината на три составные части.
Спустя чуть более 50 лет развалился СССР, а дробление предприятий, которые переходили из одних в другие руки, продолжилось. В 1990-х гг. Запорожье стало известно и благодаря разборкам в Балке Средней, где оставляли шлак и брак советские заводы. 10-15 лет назад она стала клондайком для ушлых бизнесменов, которые, пользуясь грубой силой и авторитетом в определенных кругах, извлекали лом, копившийся десятилетиями, и продавали его запорожским предприятиям, на мощностях которых он и образовывался.
Сегодня лавочка закрыта, но городу и его промышленности от этого не намного легче. Одни заводы не производят конкурентоспособную продукцию и заняты оптимизацией производства и затрат. Другие, наоборот, стали лакомым куском для конкурентов и рейдеров.
Что будет в итоге, пока не понятно, но вряд ли даже частичная ликвидация наследия Днепровского промышленного комбината станет благом для 800-тысячного города. Ведь при всем желании на одном туризме в Украине далеко не уедешь.