Юрий Луканов, специально для «i»
А как все замечательно начиналось. Народ воспрянул: вот оно, новое лицо в политике — Сергей Тигипко — и его партия «Сильная Украина». Попади он в финал президентской гонки — и совковому мастодонту Виктору Януковичу, с трудом выдавливающему из себя псевдоумные фразы, пришел бы конец. Ведь против него выступал бы сильный, аки Василь Вирастюк, но при этом стройный и гибкий мужчина-политик. И самолет на лету остановит. И в танк горящий (тьфу-тьфу) войдет. И говорить умеет — казалось, за его немногословием есть какой-то глубинный смысл.
Более 13% избирателей отдали за него свои голоса. Больше всего поразило то, что за него равномерно проголосовали по всей Украине, без разделения на восток и запад. Появились даже утверждения, что Тигипко объединил Украину. Объединитель начал сдавать, когда согласился войти в правительство Януковича.
А вот теперь сдулся окончательно. Еще более совковый по сравнению с Януковичем — премьер-министр Николай Азаров — с удовлетворением сообщил, что «Сильная Украина» сливается с Партией регионов. Оказывается, Партия регионов, как информировал Азаров, предлагает «свою платформу как платформу для всех, у кого цель — модернизация Украины». И «сильный» Сергей Тигипко решил модернизировать Украину под началом Януковича и Азарова. Очевидно, что на самом деле это не слияние, а поглощение.
Ясно, что надежда умирает последней. Но сейчас неплохо бы задаться вопросом: а на каком основании надеялись? Понятно, что есть потребность в новых лицах. Потому как угрюмый Янукович наводил на кого страх, на кого тоску. Говорливая Тимошенко многих достала своим популизмом. Но достаточно ли этого, чтобы возложить надежду на первое попавшееся новое лицо? Впрочем, не такое уж и новое… Тигипко ведь из одного с Тимошенко поколения. И уже как минимум десять лет мелькает на политической арене.
Посему можно спрашивать: а что он сделал в политике? Ответ прост: ничего. Запомнился разве тем, что после первого этапа президентских выборов в 2004-2005 гг. улепетнул с должности руководителя штаба Виктора Януковича. Видимо, слишком много знал и решил держаться от греха подальше. Правда, испужался зря, так как типы вроде Кивалова со товарищи в итоге не зону топтали, а ковры в Верховной Раде. Ну, может, его «Сильная Украина» чем проявила себя? Так нет же. Думающим людям и так понятно было: создание это искусственное, виртуальное, существующее лишь в телевизионном пространстве и в воображении доверчивой части электората.
Говорят, донецкие не прощают предателей. А тут, видимо, исключение сделали: простили бывшего начальника штаба и обогрели-приласкали. Правда, лучше уж не прощали бы. В борьбе, может, и родился бы реальный политик. А тут задушили в своих братанских объятиях. Дали ему возможность реализоваться в такой ответственной сфере, как социальная. Он так реализовался, что растерял весь свой обнадеживающий рейтинг. Гипотетический соперник на выборах Януковича прекратил свое существование. А общество получило новый опыт. Осознало, что просто другое лицо еще ничего не значит. Важно, что за этим лицом, а еще лучше, что под черепной коробкой находится. А еще. Сила — это не тогда, когда по телевизору политика показывают на фоне самолетов. Сила — это когда идея есть и воля для ее воплощения. Не на словах, а на деле.