Обезмандатненные

no image

В очередной раз приходится констатировать: нет такого идиотизма от власти, после которого мы не дождемся еще большего идиотизма.

Мы с вами думали, что приговор Юлии Тимошенко и Юрию Луценко — это вершина правосудия по-украински? Как же мы ошибались!

8 февраля Высший административный суд под председательством судьи Олега Кравцова (угадайте — выходца из какого региона?) принял невиданное до сих пор решение. Он лишил мандата двух народных депутатов Александра Домбровского и Павла Балоги, признав результаты выборов в их округах недостоверными. Такое решение принято по иску трех граждан, один из которых — бывший народный депутат Юрий Кармазин.

Если в случае с Тимошенко и Луценко судьи пытались хотя бы замаскировать свою заангажированность созданием видимости следования юридическим нормам, то в случае с Домбровским и Балогой не было даже попытки подобных действий.

81-я статья Конституции предусматривает пять причин, по которым депутат может лишиться своих полномочий: 1) сложения полномочий по его личному заявлению; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его; 3) признания его судом недееспособным или безвестно отсутствующим; 4) прекращения его гражданства или выезда на постоянное проживание за пределы Украины; 5) смерти.

Если даже предположить, что выявлены новые обстоятельства — что во время выборов якобы были допущены серьезные нарушения закона, то и в таком случае Высший административный суд не имеет права лишать членов парламента их статуса.

Существует непростая процедура лишения депутатского иммунитета, возбуждения уголовного дела, признания виновным, но и в этом случае не выписан механизм лишения мандата. Даже Степан Хмара, в начале 90-х лишенный иммунитета и сидевший в следственном изоляторе, не был лишен мандата.

Конечно, из округов Балоги и Домбровского во время выборов в прессу доносились отзвуки конфликтов в их округах. Можно предположить, что выборы прошли неидеально. Но в то время власти закрыли на все это глаза, надеясь, что самовыдвиженцы, пройдя в парламент, дисциплинированно станут под знамена Партии регионов.

А Домбровский, видишь ли, самостоятельность проявил — остался внефракционным. Балога во фракцию регионов поначалу вошел, а потом из нее вышел с туманной формулировкой — «с целью самозащиты». И это при том, что у властной партии явно не хватает штыков для создания большинства. А тут еще оппозиция блокирует трибуну, требуя персонального голосования.

Регионалы же в депутаты шли не для того, чтобы кнопки лично нажимать, а решать свои деловые вопросы. Если принять решение о персональном голосовании, то фракция регионалов вообще ни одного закона протащить не сможет. Так вот и решили руками Кармазина и компании наказать строптивых.

Ну а закон? Так, а кого из партии власти когда-нибудь это волновало? Теперь следует ожидать углубления правового маразма, ой, извините, нигилизма. Возможно, глава Верховной Рады начнет решать, чьи голоса во время голосований стоит засчитывать, а чьи — нет.

Либо сам Янукович начнет решать, кому быть депутатом, а кому — нет. При этом суды придется распустить за ненадобностью. В стране останется одна голова, которая и будет решать, кого казнить, а кого миловать.

Все статьи