Хеннинг Драгер, директор в области устойчивого развития и КСО, BDO в Украине. На протяжении многих десятилетий наблюдалась плавная волна экономического роста, которая, в конце концов, может сойти на нет.
Для большинства политиков, не говоря уже об экономистах, эта перспектива представляет собой сдвиг парадигмы. Рост стал святым Граалем экономического бытия, тесно связанный с созданием рабочих мест, расширением бизнеса и платформы для создания ценности. Без экономического роста растет число иждивенцев государства, и в то же время происходит падение налоговых доходов, что делает госдолг невыносимым.
Тем не менее в последние годы некоторые экономисты утверждают, что рост не всегда является благом для окружающей среды или для реального здоровья сообществ, а рост ВВП в долгосрочной перспективе все равно обеспечить невозможно, поскольку ресурсы планеты ограничены.
Мир, похоже, пришел к моменту, когда дальнейшее экономическое развитие блокируется финансовыми и другими ограничителями. В частности, Запад, похоже, истощил государственные и потребительские кредиты, и это вызывает у финансовых рынков аритмию. А высокие цены на нефть держат в узде коммерческую экспансию в промышленно развитых странах, по мере того как спрос на нефть смещается в гиперактивные экономики Азии. Так что быстрый рост в США и Европе просто невозможен.
Если политики не признают этого и продолжат думать, что кризис является еще одним поворотом бизнес-цикла, мы можем утратить возможность предотвратить крушение, которое может поставить цивилизацию на колени. В краткосрочной перспективе — это напуганный бизнес. Финансовые рынки волатильны, так что любая неопределенность относительно быстрого роста может вывести из строя правительства и банки.
Тем не менее в долгосрочной перспективе жизнь после роста, несомненно, будет. Должны возрасти требования к местному производству и ручному труду. Мы могли бы удовлетворить основные потребности каждого путем расстановки приоритетов среди рабочих мест в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, в то же время сокращая финансовую и военную отрасли. Мы также должны сократить экономическое неравенство и коррупцию, против чего выступает начавшееся с Wall Street и быстро распространяющееся по всему миру движение.
По мере того, как мы будем все это претворять в жизнь, нам необходимо реформировать экономику, чтобы отразить экологическую реальность. Природа — не просто куча сырья, которое ждет преобразования в продукты, а затем становится отходами. Целостность экосистем является необходимым условием для выживания общества. Но реакция адаптации не должна оставаться только на усмотрение чиновников и экономистов. Обуздать долги и чрезмерное потребление должно и население.
В конце туннеля есть свет. Если мы сосредоточимся на повышении качества жизни, а не количества потребления, мы могли бы быть счастливыми даже несмотря на то, что экономика уменьшается, чтобы соответствовать пределам природы. Но благоприятное будущее вряд ли придет, если все мы и дальше будем жить в мире грез, где рост не знает границ, где долг может быть погашен другим долгом и где природные ресурсы считаются бесконечными. Мы можем продолжать переставлять шезлонги на обреченном «Титанике» или принять решительные меры по направлению мировой экономики в безопасные воды. Выбор за нами, но айсберги быстро приближаются.