Министерство культуры решило запретить прокат на территории страны российского фильма режиссера Джаника Файзиева «Август. Восьмого».
Такое решение было принято после того, как в Министерство культуры обратились общественная организация «Свобода» и грузинская диаспора. Представители «Свободы» утверждают, что картина Файзиева разжигает межнациональную вражду. Его также отказались показывать и в Азербайджане.
Чуть ранее случилось еще одно событие, вокруг которого стоял подобный шум. Та же «Свобода» пикетировала здание посольства Германии, где проходила лекция немецкого историка с польскими корнями Гжегожа Россолинского-Либе на тему «Степан Бандера: Жизнь украинского революционного ультранационалиста и память о нем», инициированная Фондом имени Генриха Бёлля. Во время мероприятия под стенами посольства проходила акция протеста «Свободы» с лозунгами «Долой либеральных фашистов!» и «Меркель капут!».
Лекция ограничилась посольскими стенами, поскольку несколько академических учреждений в разных городах Украины отказали лектору. Попытки организаторов лекции объяснить отказ запугиванием со стороны «Свободы» вызывают сомнение. В это можно было бы поверить во Львове, где «Свобода» при власти, но никак не в Днепропетровске.
На мой взгляд, фильм и историка объединяет одно — не совсем адекватное отражение событий. В фильме рассказывается о событиях войны России и Грузии в 2008 г. Если судить по позиции «Свободы» и грузинской диаспоры, то он искажает происходившее в то время в пользу российской версии. Иными словами, оправдывает войну. А историк, если верить объяснениям Киево-Могилянской академии, оказался всего лишь аспирантом. По словам слушателей, уровень лекции оставлял желать лучшего.
Я имел возможность побывать в Грузии в августе 2008 г. и на месте событий изучать их подоплеку. Я ни на секунду не сомневаюсь, что война России против Грузии была подлой. Я также интересовался историей Степана Бандеры и ОУН, поскольку в свое время снял о нем фильм «Три любови Степана Бандери». Изучая эту тему, убедился, сколько всяких фантастических мифов распространяется вокруг этого имени. Один из самых распространенных — это то, что Нюрнбергский трибунал признал ОУН и УПА преступными организациями.
Несмотря на это, у меня лично вызывает сомнение решение о запрете. Думаю, что в Украине достаточно интеллектуалов, которые в состоянии проанализировать лекцию и фильм, донести свой критический анализ до всех интересующихся и таким образом нивелировать возможное негативное влияние вышеупомянутых творений на аудиторию.
А запреты и шум лишь спровоцируют подозрения в нашей интеллектуальной беспомощности и в очередной раз представят Украину как дикую страну, боящуюся невыгодной точки зрения. А газеты в России и на Западе напишут, что в Украине устанавливают цензуру. Хотя нужно сказать, что Россия в свое время запретила показ украинского фильма «Молитва о гетмане». Но стоит ли равняться?
Юрий Луканов