О восстановлении экономики рано говорить, пока не изменится экономическая политика, пока мы не начнем фокусироваться на машиностроении, углубленной переработке, на развитии технологий и на энергосбережении.
Ранее глава Национального банка Валерия Гонтарева заявила в том, что восстановление украинской экономики начнется уже со второго полугодия текущего года. Прекрасно, что в НБУ вспомнили, что по закону о Национальном банке, кроме ответственности за стабильность национальной валюты, он отвечает и за экономический рост. К сожалению, на сегодняшний день политика НБУ никоим образом не направлена на обеспечение экономического роста, у экономики нет «дешевых средств» ни вообще, ни для секторальных приоритетных отраслей. О восстановлении экономики рано говорить, пока не изменится экономическая политика, пока мы не начнем фокусироваться на машиностроении, углубленной переработке, на развитии технологий и на энергосбережении. Кроме того, нужно подкрепляться поддержкой экспорта: сейчас заработал закон о создании государственного экспортно-кредитного агентства.
Также необходимо создать банк развития, который даст дешевые средства в инфраструктурные проекты. Несмотря на то, что оппоненты пока возмущаются, как можно создавать банк развития в период кризиса, я считаю, что как раз сейчас нужно этим заняться. Ведь, когда был создан KFW Германии (немецкий банк развития)? Когда будет расцвет, тогда частные банки будут спокойно кредитовать под LIBOR плюс 1. Как раз во время кризиса, когда экономика задыхается и все коллапсирует, нужна активная роль государства. А у нас же, к сожалению, бытует мнение, что государство – это «ночной сторож», и регуляция все спасет.
Что же касается инфляции, я считаю, что ее основная составляющая – девальвация национальной валюты, уже состоялась, и дальше раскручиваться не будет.
Кроме того, эксперты говорят о том, что в июле Украину ждет дефолт. Я считаю, что дефолт сам по себе не является чем-то страшным. Вопрос в том, он управляемый, или неуправляемый. Более шестидесяти стран объявляли дефолт, и для 90% из них это была лишь фиксация низкой точки падения экономики, после которой начинался ее рост. Поэтому основной вопрос в том, какие дальнейшие действия будут приниматься.
Кроме того, я считаю, что нам в последнюю секунду не дадут объявить дефолт. Хотя не факт, что это лучший сценарий, чем его объявление.
Виктор Кривенко, народный депутат от фракции “Самопомощь”, заместитель председателя комитета по вопросам бюджета