Что же такое «порядок на таможне» и как его навести?

22 апреля 2016, 15:29

no image

На эту тему особенно любят рассуждать люди, не только не понимающие специфику работы таможни, но и те, кто таможенника не отличит от пограничника. Буквально на днях известный нардеп Антон Геращенко рассуждал о высоком.

О том, почему же новая полиция не получила обещанных высоких зарплат и где теперь взять для этого деньги, он ответил, что «нужно навести порядок на таможне… Для того, чтобы повысить зарплаты полицейским, чиновникам и прокурорам нужно или что-то урезать, или увеличить поступления».

Антон Геращенко, по всей видимости, уже навел «порядки» в полиции и решил, что самое время взяться за таможню. Очевидно, в его понимании таможня — это своеобразный банкомат, из которого, если стукнуть посильней, обязательно посыплются монеты и купюры. И денег этих хватит на всех: и на зарплаты новой полиции, и чиновникам, и прокурорам, и всем, кому это обещают наши народные депутаты. Надо вот просто «навести порядок».

На эту тему особенно любят рассуждать люди, не только не понимающие специфику работы таможни, но и те, кто таможенника не отличит от пограничника.

Также, следует отметить, что «наведение порядка» у всех, кто его обещает, почему-то ассоциируется с перевыполнением планов таможенных поступлений. Чем не так давно хвастался Глава ГФС Роман Насиров.

Таможня из года в год увеличивает поступления в бюджет (и это не заслуга Насирова). Зачастую, конечно, а особенно в кризисные времена, за счет девальвации гривны.

 

График

 

Например, не взирая на браваду руководства ДФС, в долларах поступления таможенных платежей в бюджет за 2015 год (9,3 млрд.) даже меньше показателя 2007 года (10,7 млрд. долл. США).

В то же время зарплата таможенного инспектора остается неизменной с 2005 года. Это примерно 2,5 – 3 тысячи гривен. Только 10 лет назад это было 500 долларов, а теперь – меньше ста.

Руководитель ДФС Роман Насиров, кстати, во время квалифай-раунда на должность главы ведомства пообещал внедрение системы мотивации сотрудников ГФС. С учетом того, что скоро будет 9 месяцев с тех пор, как был «наведен порядок на таможне», за этот пункт тоже не стоит беспокоиться.

Если говорить о реальном наведении порядка в ведомстве более глобально, не так давно о соответствующих намерениях заявил премьер-министра Украины.

Глава Правительства подчеркнул, что по расчетам экспертов в теневых потоках находится не менее 20% всех платежей, которые сегодня осуществляются на таможне. Задача абсолютно простая – максимум за квартал, за три месяца, построить качественную систему управления рисков, ликвидировать теневые схемы… Также важно убрать почву для коррупционных действий…

С Премьер-министром трудно поспорить. Действительно ситуация в таможенной сфере плачевная. Но это и неудивительно, с другой стороны, если учитывать, что таможней в стране уже много лет никто не занимается.

В то же время, что можно было услышать от участников встречи с Премьером? Как видим они воспроизводят одни и те же заученные и переписанные по двести раз фразы: «система рисков, платежи, борьба с контрабандой». Эти слова не первый год пытаются вложить в уста руководителей государства чиновники Минфина и Кабмина.

Владимир Гройсман – прав. Его задача – обозначить стратегическое направление и расставить акценты: наполнение бюджета и отсутствие коррупции. А тактика и детали, в которых, как известно кроется дьявол, – это вотчина Главы Государственной фискальной службы.

Порядок – возможен. Для этого нужен комплексный подход и реальная стратегия изменений на таможне.

Во-первых, полная ревизия таможенного законодательства. Это к вопросу о почве для коррупционных действий.

Во-вторых, изменение административной структуры, которая была создана во времена Минздоха, доказала свою нежизнеспособность, но раз за разом воспроизводится очередным руководителем ГФС.

В-третьих, необходимо раз и навсегда разобраться с таможенной стоимостью. Создать мощный аналитический блок, который будет обрабатывать колоссальные массивы информации. Под это направление необходимо приобрести специальные программные аналитические продукты.

В-четвертых, убрать возможность для манипуляций с кодом товаров, пересмотрев и уравняв некоторые ставки пошлин.

Кадровая составляющая! Ведь кадровый потенциал практически уничтожен. А низкая мотивация подталкивает таможенников, либо к коррупции, либо к поиску новой работы. Системы профессионального образования и повышения квалификации почти нет вообще.

Инфраструктура, техническая помощь в виде оборудования, обмен информацией, взаимодействие с таможнями других государств – в этом направлении можно также наблюдать полную деградацию.

Можно и дальше делать вид, что мы боремся с коррупцией, но пока мы не обеспечим мотивацию для таможенника, включая достойное материальное вознаграждение, перспективы развития карьеры, правовую защиту, это будет очередная демагогия.

Без денег коррупцию не поборешь.

Я убежден, что Председатель ГФС Роман Насиров знает это лучше меня. Но ведь впереди очередные 3 месяца испытательного срока. И в этот раз он уж точно наведет порядок. Даже не сомневаюсь!

Владимир Орлов, эксперт по вопросам налоговой и таможенной политики, заместитель председателя ГО “Сила Украины”

Все статьи