Кажется, и месяца не прошло с того дня, когда все вокруг задавались одним вопросом: будет война в Украине или все-таки пронесет? Когда все без исключения следили за визитами высокопоставленных лиц, за переговорами заинтересованных сторон и с нетерпением ждали итоговых пресс-конференций. И надеялись, что канет в Лету гнетущая атмосфера ожидания, и вернется в казармы 150-тысячная российская группировка, стянутая к украинской границе, а мир, наконец, с облегчением вздохнет и вернется к экономическому росту после доставшей всех пандемии.
А еще все пытались сообразить, что имеют в виду представители российской власти, когда заявляют, что в случае отказа от выдвинутого в адрес НАТО ультиматума будут предприняты «ответные действия военно-технического характера»? Впрочем, что бы за этой угрозой ни крылось, будь то вооруженное вторжение в Украину или символический жест вроде установки «Искандеров» на границе, скажем, с Норвегией, многим это казалось какой-то ерундой, политической бравадой, рассчитанной разве что на «сохранение кремлевских лиц». Ну, в самом деле, вы же не думаете, что русские и впрямь вторгнутся в Украину? Или объявят войну НАТО?
Словом, до какого-то момента все почему-то были уверены, что до войны дело не дойдет. Особенно после того, как Россия признала независимость так называемых «ДНР» и «ЛНР».
«Ну, вот! – возликовали оптимисты. – Все стороны остались при своих. Москва ответила за игнорирование ее требований, Украина не потеряла ничего сверх того, что было потеряно в 2014 году, а Запад после дежурных возмущений сможет, наконец, расслабиться и вернуться к постпандемийному восстановлению.
Каюсь, в какой-то момент и ваш покорный слуга пришел к такому же выводу. А как было не прийти, ведь вторжение русских в Украину казалось мне полнейшим абсурдом?! Помню, после признания «ДНР» и «ЛНР» я даже написал статью в haqqin.az, смысл которой заключался в том, что акт мести со стороны России осуществлен, цель достигнута, всем спасибо, расходитесь, пожалуйста, по домам…
Но судьба распорядилась иначе: мой текст был опубликован ночью 23 февраля 2022 года, а прочитал я его уже на следующее утро, 24-го, когда российская авиация бомбила столицу и другие города по всей Украине. Российские войска пошли на Киев.
И хотя было бы преувеличением называть российскую экспансию полной неожиданностью, поскольку ни друзья, ни враги Украины такое развитие событий не исключали, весь мир по-настоящему поразили масштабы вторжения. В надеждах на лучшее обыватели рассчитывали, что Путин ограничится наступлением на Донбассе и выравниванием границы.
«Ну, не будет же российская армия штурмовать города в центре и на западе Украины? – убеждали себя оптимисты. — Это же немыслимо, все-таки мы в двадцать первом веке живем, не в девятнадцатом!..»
А потом Интернет взорвался сообщениями о боевых действиях российских бронетанковых соединений далеко за пределами Донбасса, об обстрелах крылатыми ракетами Киева, Чернигова, Сум, Харькова, Львова… И все надежды в одночасье вытеснило ощущение полной нереальности происходящего, состояние кошмарного сна, который на самом деле оказался явью: российские войска взяли Геничевск, вплотную подошли к Херсону, жилые районы Харькова горят под бомбами ВВС России, на аэродроме в Гостомеле приземлился российский десант, идет штурм Киева…
После чего на экране появился Путин и подарил миру слова, которые навсегда останутся в мировом политическом лексиконе как два несмываемых пятна – «денацификация» и «демилитаризация».
Многие тогда вообще не поняли, что это значит, о чем вообще толкует кремлевский небожитель. А вот те, кто понял, с ужасом осознали, что Донбасс со всеми его проблемами теперь уже вообще неактуален. Цель «Владимира-завоевателя» обозначилась куда более масштабно и угрожающе – упразднить украинскую государственность и отменить украинскую нацию. Отныне задача России не в том, чтобы отжать у Украины Донецк и Луганск и пробить сухопутный коридор в Крым. Ее цель – превратить украинцев в некую разновидность русских, от которых «малоросы» отличаются разве что диалектом, вышиванками да склонностью к анархии…
24-25 февраля судьба войны казалась предрешенной – у слабой, малочисленной и плохо вооруженной украинской армии не было шансов выдержать столь мощный натиск. Так что утверждения, звучавшие из всех российских «утюгов», что Киев будет взят за три дня, вовсе не казались тогда пропагандистскими бреднями.
Да и динамика событий это подтверждала: российская армия атакует, города востока Украины сдаются один за другим, бои идут в пригородах Киева… Крах казался неизбежным, а Запад, судя по всему, и понятия не имел, что вообще делать. Скорее всего, уже обдумывал, как в дальнейшем сотрудничать с марионеточной администрацией Киева и кто там будет у руля – Янукович, Медведчук или еще кто-то?
Казалось тогда все настолько плохо, что в глубине души уже просчитываешь различные варианты. Ну, с Украиной все ясно, это вопрос пары недель. А что дальше? Куда покатит непобедимая российская армада? Почему-то на душе очень неприятное предчувствие, что следующие в списке – это Молдова и Грузия. Никто ведь уже не помнит, что в полной формулировке ультиматума Путина относительно недопустимости вступления Украины в НАТО говорится «…Украина, Молдова, Грузия»
А тем временем на наших глазах разворачивалась немыслимая драма поистине библейского масштаба – в просвещенном XXI веке, в самом центре Европы, что называется, в прямом эфире шел процесс попытки силового упразднения 45-миллионного государства, и всем вокруг это казалось технически решенным вопросом.
Всем, кроме украинцев!!!
Которые, особенно не афишируя на первых порах, деловито докладывали о сбитых российских самолетах, подожженных танках, уничтоженной артиллерии, ликвидированных десантных группах… И вдруг как гром среди ясного неба российские телеведущие и идеологические оракулы неминуемой победы стали менять фразеологию. «Наши героические воины совершили перегруппировку и заняли более выгодные позиции» – так с кремлевско-пропагандистского языка на русский переводится слово «отступление».
Постепенно информационный фон начинает меняться – появляются первые признаки того, что не все однозначно, что сообщения о гибели Украины оказались преждевременными. Мы узнаем про «Джавелины» и «Байрактары», а видео с колоннами сгоревших российских танков уже наглядно доказывают, что блицкриг сорвался, что «вторая армия мира» переходит в оборону.
Чудо под названием «Джавелин», которое остановило российские танки
Словом, произошло невероятное – Украина, которую все похоронили, не только выстояла, не только дала агрессору по зубам, но и начала всерьез думать о победе.
Потом будет апрель, май… Будут новости местного масштаба о том, как в аэропорту Тбилиси приземляются самолеты из Еревана и Минска, заполненные молодыми русскими. Это – начало процесса, скоро Грузия превратится в центр новой русской эмиграции. Но это будет завтра. А тогда, в конце февраля, весь Тбилиси был убран в жовто-блакитные цвета, сотни добровольцев готовились через Польшу ехать на защиту украинцев. В городе каждый вечер митинги в поддержку Зеленского, все темы разговоров утратили актуальность, оставалась лишь одна – Украина.
Да, тогда все еще было впереди – и трагедия Мариуполя, и ужас Бучи, и триумф Херсона, и мучения Бахмута… Да и сейчас, спустя год после начала этой ужасной бойни, учиненной Россией против суверенного государства, война не дошла еще даже до середины.
Но именно тогда в страшном и непредсказуемом марте 2022-го все поняли: родилась новая, достойная и очень сильная нация – украинцы.
Которую уже никто и никогда не спутает с русскими.