Украинские беженцы возвращаются домой из ЕС.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) из 7,3 миллиона беженцев, покинувших Украину, 2,3 миллиона уже вернулись домой. На польско-украинской границе уже 27-й день подряд движение идет с запада на восток. Об этом информируют Экономические Новости со ссылкой на НОВОСТИ N.
Среди миллионов граждан Украины, покинувших свою страну в начале российской спецоперации, многие предпочли вернуться домой, несмотря на опасность. Репортаж с польской границы. С 24 февраля, даты начала российской операции, мирный городок Перемышль с населением 60 000 человек, расположенный на польско-украинской границе, постоянно переполнен путешествующими в разных направлениях людьми. Это основная “точка входа” для почти 3,2 миллиона граждан Украины, бежавших в Польшу и теперь возвращающихся на родину. В последние недели город стал последней остановкой на чужбине для тех, кто решил вернуться на Украину.
“Как только я увидела, что ситуация нормализовалась, я захотела вернуться к семье и к своему парню”, — сказала 22-летняя Алона, студентка факультета психологии родом из города Белая Церковь к югу от Киева. Девушка, укрывавшаяся в Польше с первых дней конфликта, решила вернуться домой. 5 июня украинская пограничная полиция сообщила, что двадцать седьмой день подряд количество людей, въезжающих на Украину через ее западную границу, превысило количество выезжающих из страны. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев на 9 июня 2022 года, из 7,3 миллиона беженцев из Украины 2,3 миллиона уже вернулись домой.
Длинные очереди
На станции Перемышль в изнуряющую жару сотни людей стоят в очереди, чтобы купить билет до Киева, Львова или Одессы. Очередь, состоящая в подавляющем большинстве из женщин и детей, прячется в тени деревьев вдоль забора, отделяющего их от платформы. Около 19:00 на станцию прибыл поезд “Украинских железных дорог”. Одновременно начинается сильный дождь. Некоторые, побогаче, надевают яркие непромокаемые накидки, остальные кутаются в пальто или просто кладут на голову сумку. После часового ожидания очередь медленно движется к поезду. Паспорта пассажиров проверяют польские пограничники, билеты — украинские контролерши.
Объединение семей
В душном купе 42-летняя Светлана изо всех сил пытается поднять свои чемоданы на полку. Вместе с матерью и двухлетним сыном Светлана укрывалась с начала конфликта у двоюродной сестры в Варшаве. Ее муж остался в Киеве. “Мы получали пособие от польского правительства, да и городская администрация предоставила нам некоторые услуги, — объясняет Светлана. — Мы очень благодарны полякам, но теперь мы должны вернуться домой”. Поскольку работу по специальности косметолога Светлане найти не удалось, обеспечивать себя и родных в Польше стало ей не под силу. Не помогла и поддержка гуманитарных ассоциаций и мэрии Варшавы.
В Польше 90% взрослых беженцев составляют женщины, 70% — 80% из них приехали с детьми. Триста тысяч смогли пойти в школу. По словам дипломатического источника, поддержка беженцев обходится правительству в 400 миллионов евро в месяц, часть которых поступает от международных организаций. В крупных городах, таких как Гданьск или Вроцлав, население выросло на треть, а в Варшаве число жителей увеличилось на 15%.
Польская столица приняла более 100 000 украинских беженцев с начала конфликта. “Я не говорю по-польски, а людей, которые ищут работу, множество”, — вздыхает Светлана. По данным Министерства семьи и социальной политики Польши, 200 000 беженцев легально нашли работу в Польше. Помимо финансовых соображений, Светлана считает возвращение на Украину своим патриотическим долгом: “Это наша земля, это наш дом. Никто не может отнять его у нас”.
“Если бы конфликт закончился сегодня, я бы попросил всех вернуться назад”, — заявил недавно на пресс-конференции онлайн президент Украины Владимир Зеленский. “Возвращение всех вас поможет Украине, но мы все еще воюем, поэтому выбор остается за каждым украинцем в отдельности”.