Антимонопольный комитет смотрит на рынок металлолома в Украине с “широко закрытыми глазами”

18 сентября 2021, 13:33
metall Економічні новини

Инициатива запретить экспорт металлолома из Украины противоречит правилам Всемирной торговой организации, условиям Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и даже международной практике. Противники продажи металлолома на внешних рынках - металлургические компании, настаивают на том, что без лома украинская металлургия практически остановится, оставив производителей без ценного сырья.

Между тем, экспорт в первом полугодии 2021 года не превысил 10% сбора металлолома, а его свободная продажа, в том числе на внешних рынках, не только укрепит экспортные позиции Украины, но и поможет восстановить имидж страны с рыночной экономикой и реальными инвестиционными возможностями. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Kyiv Post.

Мировая практика регулирования

Украина – одна из немногих стран мира с рыночной экономикой, которая может ввести запрет на экспорт металлолома. Страны с развитой рыночной экономикой, члены ЕС или США, не ограничивают экспорт лома на внешние рынки. Может показаться парадоксальным, что США и ЕС одновременно являются крупнейшими производителями стали, но и крупнейшими мировыми продавцами металлолома. Наряду с ними существует еще один мировой гигант – Китай с его квазирыночной экономикой и жестким государственным регулированием, который также не ограничивает экспорт металлолома.

В последние годы Украина подвергается критике со стороны ЕС: соглашение об ассоциации предполагает свободную торговлю ломом черных металлов без пошлин и ограничений. Однако Верховная Рада, несмотря на доводы украинских и европейских экспортеров, не отменила эти пошлины. Более того, парламент регулярно повышает их, несмотря на условия Соглашения об ассоциации Украина-ЕС: с 2015 года ВР трижды увеличивала размер экспортной пошлины и один раз продлевала срок ее действия. Можно ли в этом случае считать Украину надежным партнером, выполняющим свои обязательства перед международными институтами?

Традиционно украинские законодатели и лоббисты называют существование этих пошлин и их регулярное повышение “временными мерами”, объясняя их необходимость дефицитом металлолома для украинской металлургической промышленности.

Существует ли дефицит металлолома?

Если посмотреть на баланс украинского рынка с точки зрения объемов сбора металлолома, его внутреннего потребления и экспорта, то окажется, что авторы “дефицитных” лозунгов, мягко говоря, вводят всех в заблуждение. В первом полугодии, которое является пиковым периодом для цен на сырье, Украина экспортировала 231 000 тонн. За 8 месяцев 2021 года украинские металлургические предприятия получили около 2,2 млн тонн металлолома, по данным ассоциации “Укрметаллургпром”, а с августа даже прекратили его прием, поскольку внутренний рынок перенасыщен металлоломом.

Устаревшие технологии металлургии – узкое “горлышко” переработки металлолома

Неоднократно приводился аргумент, что металлолом является основным источником сырья для “зеленой” металлургии – выплавки стали, где в процессе производства используется электроэнергия, исключающая “загрязняющие” процессы обогащения руды и производства чугуна. Это действительно так. Однако доля стали, произведенной с использованием электроэнергии, в общем объеме производства стали в Украине не превышает 6%, тогда как в промышленно развитых странах этот показатель достигает 80-100%. Кроме того, до 20% стали в Украине производится в мартеновских печах, которые давно стали музейными экспонатами в Европе. Также только две украинские компании – Интерпайп и ДСС – освоили этот процесс производства стали.

В результате введения запрета на экспорт металлолома государство понесет потери сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, произойдет потеря бюджетных поступлений от экспортной пошлины. Это не менее полумиллиарда гривен для государственного бюджета, причем правительство будет вынуждено покрывать дефицит за счет кредитов.

Во-вторых, убытки понесут крупные государственные компании. Например, “Укрзализныця”, “Энергоатом”, “Укроборонпром” и многие другие предприятия постоянно модернизируются, продают устаревшее оборудование как металлолом, тем самым получая дополнительные средства для своих оборотных активов. Если бы в Украине было рыночное ценообразование, то государственные предприятия могли бы зарабатывать на продаже лома на уровне мировых цен, которые в два раза выше внутренних. Однако из-за особенностей украинского регулирования они зарабатывают копейки.

Третье – экономика Украины и курс ее национальной валюты балансируют на грани сравнительной стабильности благодаря экспорту страны. Это экспорт сырья, но это все равно экспорт. В условиях новой волны COVID-19 и перспективы экономического коллапса и новой глобальной изоляции на горизонте сейчас не лучшее время для “закручивания гаек” в отраслях, обеспечивающих приток валюты.

Четвертая и пока менее ощутимая вещь – потеря целой отрасли по сбору металлолома. Ее представители говорят, что сотни предприятий уже закрылись и уволили тысячи работников. Это также подрывает поступления в бюджет, создает социальную напряженность и вновь приведет к тому, что люди будут протестовать на улицах или покинут страну в поисках лучшей жизни.

Далекое и прекрасное будущее

Эксперты и ключевые игроки рынка, органы государственной власти, в частности Министерство экономического развития, не спешат принимать “запретительные” решения, поскольку ситуация не так проста, как ее часто представляют СМИ и заинтересованные в запрете экспорта металлолома стороны.

В то же время сбор лома с последующей переработкой в готовую продукцию в рамках вертикальной интеграции сборщиков лома потенциально является новым крупным сегментом украинской промышленности, а именно мини-металлургией, которая достаточно развита на Западе. Для сравнения, в январе-августе 2021 года производство стали из добытой руды составило 14,5 млн тонн, в то время как сбор лома за тот же период составил около 3 млн тонн, при среднегодовом показателе в 3 млн тонн.

Если правительство не будет вмешиваться в развитие металлоломной отрасли, пытаясь угодить небольшой группе лоббистов, то компании в этом сегменте постепенно придут к развитию собственной переработки и производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, например, квадратных заготовок.

Примечательно, что развитие металлоломной отрасли было сферой интересов как отечественных, так и зарубежных инвесторов – несколько лет назад они еще верили в мощный экономический импульс Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и в то, что наша страна будет выполнять свои положения и обязательства перед ВТО в сфере свободной трансграничной торговли.

Однако в какой-то момент “все пошло не так”: Украина не приняла отраслевое регулирование на основе мировых стандартов, внутренний рынок остался в неразвитом состоянии, а сборщики металлолома продолжают использоваться в качестве доноров для повышения доходности металлургических активов олигархов.

Запрет на экспорт металлолома приведет к деградации промышленности и впоследствии ударит и по металлургическим предприятиям

metall1 Економічні новиниАндрей Киселев, владелец холдинга “УкрМет”, высказал свою точку зрения на последствия обсуждаемого в Кабинете Министров Украины запрета на экспорт металлолома, а также рассказал, как грамотное государственное регулирование этой отрасли может сделать ее еще одним мощным сегментом украинской металлургии, привлекательным для инвесторов.

– Испытывает ли внутренний рынок металлолома Украины дефицит и почему был поднят вопрос о запрете его экспорта?

Дефицита нет, есть избыток. Металлургические заводы закрывают свои ворота для новых поставок металлолома. На рынке наблюдается избыток сырья. Об этом можно узнать из открытых источников: потребление металлолома сталелитейными предприятиями за последние шесть месяцев было покрыто на 100%, около 300 000 тонн было экспортировано, и никто от этого не пострадал. Все, что говорится, — это чистой воды лоббизм сталелитейных компаний с целью извлечения сверхприбыли. Вы видите, как растут прибыли всех металлургических компаний, и среди них нет ни одной компании по сбору металлолома. Поэтому запрет или ограничение экспорта означает субсидирование одной отрасли за счет другой. Мы не против того, чтобы металлургические компании получали прибыль, но мы бы хотели, чтобы это не происходило за счет компаний по сбору металлолома. Экспорт не должен быть ограничен, так как в нем задействованы многие форматы экономики: перевалка, грузоперевозки, автоперевозки, железнодорожные перевозки.

– Каков формат обсуждения запрета на экспорт металлолома и кто является ключевым бенефициаром запрета?

Лобби сборщиков металлолома нельзя сравнивать с лобби металлургов, так как у последнего больше сил и возможностей. Они не хотят или им просто не выгодно садиться за стол переговоров с кем-то. Это происходит потому, что производители стали занимают монопольное положение – они являются покупателями данного вида сырья, представленными двумя-тремя компаниями. Такая ситуация позволяет им согласованно устанавливать одну закупочную цену на металлолом. Антимонопольный комитет должен рассмотреть этот вопрос, если комитет сочтет это необходимым.

– Что произойдет, если запрет на экспорт металлолома будет принят?

Это приведет к деградации отрасли, сокращению числа игроков, что, собственно, уже происходит в критических масштабах. Другие последствия – потеря рабочих мест, закрытие цехов по сбору лома, сокращение объемов сбора. Последствия будут крайне негативными для всей отрасли. Это также повлияет на производителей стали.

– Как могла бы развиваться отрасль сбора металлолома, если бы существовало разумное государственное регулирование?

Например, мы рассматриваем возможность стать вертикально интегрированным холдингом, где сбор и переработка металлолома станут заводом. Мы рассматриваем возможность строительства нового современного завода в Украине.

В странах с рыночной экономикой никто даже представить себе не может, чтобы один сектор ущемлял другой.

metall2 Економічні новиниВладимир Бублей, президент Украинской ассоциации вторичных металлов, рассказывает о рисках, которые несет в себе запрет на экспорт металлолома для Украины, и об экономических потерях, которые уже несет страна из-за неопределенности законодательного регулирования.

– Что стоит за идеей запрета экспорта металлолома и какова вероятность того, что Украина решится на такой шаг?

Украинские производители стали не хотят, чтобы существовала альтернатива. Они хотят быть единственными потребителями металлолома со всеми вытекающими отсюда выгодами. В этом есть банальный экономический интерес. Украина является членом Всемирной торговой организации, и у нас есть обязательства, в том числе, по снятию любых ограничений на экспорт и импорт. Когда мы подписывали Соглашение об ассоциации с ЕС, мы обязались установить пошлину в этом году на поставки в Евросоюз в размере 5 евро за тонну, а в следующем году – 3 евро за тонну.

– Что произойдет, если запрет на экспорт металлолома будет принят? Существует ли на рынке дефицит лома, на который указывают сторонники запрета?

Экспортные поставки составляют около 10% от общего сбора металлолома, 90% идет на внутренний рынок. Если запрет на экспорт будет введен, индикаторы рынка исчезнут, что приведет к убыткам сборщиков металлолома. Однако в Украине много металлолома производят государственные компании, такие как “Укрзализныця”, “Энергоатом”, “Укроборонпром” и другие. Логично, что если экспорт будет запрещен, то цены на металлолом будут диктовать потребители, то есть металлурги. Естественно, когда ты единственный потребитель, ты предлагаешь минимально возможную цену. В этом случае убытки понесут и государственные компании, то есть государство.

– Существуют ли способы достижения нормативного баланса интересов между сборщиками металлолома и потребителями?

Мы предлагали различные механизмы. Большинство из них сводится к необходимости установления пошлины на основе цен, причем с некоторым минимальным порогом, например, 15 евро. И если экспортная цена выходит за этот порог, то ставку экспортной пошлины можно повышать. Это обеспечит определенный баланс. Однако наши предложения не были поддержаны.

– Если закупочные цены на металлолом определяются узкой группой покупателей – разве это не повод для Антимонопольного комитета изучить ситуацию?

Наш Антимонопольный комитет смотрит на эту ситуацию “с широко закрытыми глазами”. Конечно, они видят, что происходит, это несложно отследить. Сейчас есть только три группы, которые являются основными потребителями – “Интерпайп”, “МетИнвест” и “АрселорМиттал”. Повышать или снижать цены согласованно или нет – это их внутренняя политика. Есть антимонопольный орган, и он либо видит это, либо нет. За последнее время отрасль потеряла около 1,5 млн тонн собранного металлолома. Мы потеряли более 600 компаний, которые просто вышли из бизнеса за последние 5 лет. Мы также потеряли 12 000 рабочих мест в нашей отрасли.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Pravda Rub
3 лет назад

АМКУ давно уже нужно переименовать в Комитет Поддержки Монополистов за взятки! Мрази еще те, на все готовы ради взяток!

Все статьи