Чиновники правительства России во главе с Михаилом Мишустиным в режиме аврала и повышенной секретности готовят план восстановления российской экономики, который нужно представить до 21 апреля - даты, на которую назначено послание президента Федеральному собранию.
Как сообщают Экономические Новости со ссылкой на Bloomberg, источники, знакомые с ситуацией, говорят, что большая часть работы проделывается «в высокотехнологичном подвальном помещении», которое находится на противоположном от Белого дома береге Москва-реки.
Вход в объект, который, по данным Bloomberg, чиновники в шутку называют «бункером», осуществляется с помощью системы распознавания лиц. Работа в таком режиме позволяет Мишустину и его команде собирать большие объемы данных по всем правительственным структурам и не тратить время на бюрократические проволочки.
С чем связана подобная секретность, остается неясным, равно как и то, что именно власти включат в пакет мер, который Владимир Путин представит «граду и миру» в послании 21 апреля.
Ключевая задача, стоящая перед Мишустиным, – найти деньги, говорят источники Bloomberg. Путин на совещании 11 марта поручил разработать пакет мер по увеличению инвестиций в экономику, от которой Кремль ждет «прорыва» к мировым темпам роста и технологическому лидерству.
Рассматриваются источники – от Фонда национального благосостояния, где на 1 апреля оставалось 111 млрд долларов свободных денег (ликвидная часть), до очередного повышения налогов, – передает сайт finanz.ru.
Подключение ФНБ будет означать де-факто смягчение бюджетного правила: сейчас фонд наполняется за счет скупки валюты на нефтегазовые доходы бюджета от цен выше 43,3 доллара за баррель. Эти операции можно приостановить или уменьшить, направив средства казны не в иностранную валюту, а на расходы.
Но риски в таком сценарии видит центробанк, которому приходится бороться с ускорением инфляции, бьющей рекорды с 2016 года.
Хотя в год пандемии экономика России упала не так сильно, как во многих других странах (на 3% по оценке Росстата), бремя кризиса было полностью возложено на плечи населения, беднеющего семь лет подряд.
Реальные располагаемые доходы россиян упали на 3,5%, до минимума с 2010 года, а обвал потребления стал беспрецедентным с дефолта с 1998 года: расходы граждан сократились не только в реальном выражении (на 8,6%), но и в номинальном, чего в 21-м веке не было ни разу.
Кремль стремится ускорить восстановление, учитывая предстоящие этой осенью парламентские выборы и ослабление поддержки «Единой России», отмечают источники Bloomberg.
Изначально бюджет-2021 верстали из расчета на сокращение расходов (на 10%), чтобы залатать «дыру», достигшую 4 триллионов рублей в прошлом году.
В конце марта власти начали готовить план увеличения расходов за счет ФНБ, ликвидная часть которого превысила планку в 7% ВВП.
С учетом того, что фонд снова наполняется из бюджета и по итогам года может получить около 30 млрд долларов, Минфин сможет потратить из него порядка 1,5% ВВП, оценивает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. В денежном выражении это 23 млрд долларов