Во всем мире бушует пандемия коронавируса, которая полностью изменила привычный образ жизни миллиардов людей. Сводки министерств здравоохранений различных стран напоминают новости с фронтов необъявленной мировой войны. Счет новым погибшим и инфицированным ежедневно идет на сотни и тысячи. Ученые до сих пор не могут дать точного ответа, когда закончится пандемия коронавируса… Но она когда-нибудь закончится и кардинальным образом изменит мир.
Об этом пишет известный писатель Чингиз Абдуллаев из Азербайджана, информирует издание haggin.az
Мир середины двадцать первого века. Мир после коронавируса. Каким он будет?
Кардинально меняется торговля. Практически любой товар можно будет заказать на дом. Всемирная сеть не просто входит в нашу жизнь. Уже сегодня можно отследить каждого человека. Все его перемещения, покупки, разговоры, круг его интересов. Новые технологии позволяют печатать даже человеческие органы. Человечество победило такие страшные болезни, как чума, оспа, корь, эбола. Даже научилось заменять внутренние органы, проводить сложные хирургические операции, достаточно успешно бороться с тяжёлыми болезнями. И все? Рай на земле? Ничего подобного. Победа либерализма во всем мире привела к неожиданным последствиям.
Две системы сдерживали друг друга на чаше весов истории. Когда убрали груз с одной чаши, под тяжестью второй, весы просто перевернулись. Победа рейганомики и тэтчеризма (на тот момент достаточно успешных) казалось решала все проблемы. Но уже преемник Рейгана и его вице-президент, Буш-старший умудрился проиграть вторые выборы, а Маргарет Тэтчер сумела потерять доверие даже членов собственной партии. И получила многолетнее доминирование лейбористов. Успехи Барри Сандерса не должны казаться случайными, как и явный популизм Трампа или Джонсона, которые являются переходными и не системными фигурами меняющегося мира. Пример Франции более чем показателен. Признаки кризиса проявились уже при Шираке, которому демонстративно сократили срок во время его президентства. Следующие оказались один хуже другого. Саркози не любили, Оланда презирали, Макрона просто ненавидят.
Победы ультраправых партий по всей Европе достаточно тревожный симптом. Прежде всего для самой Европы. Как и Брексит… Давление сепаратистов в Каталонии, Шотландии, Северной Италии, на Корсике. Всемирный либерализм и его лозунги абсолютной свободы оказались не готовы к своему доминированию. Традиционные ценности оказались отвергнутыми. Даже признание ведущей роли христианства показалось апологетам свободы не столь важным. Происходят тектонические сдвиги, если сегодня в США большинство молодых людей, согласно опросам, выбирают социализм. Идеи справедливости и равенства людей, казалось, навсегда похороненные в начале девяностых, получили новое дыхание. И даже не на фоне успехов Китая, которые рассматривают в мире как национальную специфику этой страны. Если Куба посылает сегодня своих врачей в богатую Италию, имея ВВП на душу населения более чем в четыре раза меньше, то что-то не срабатывает в системе. «Желтые жилеты» во Франции, «Альтернатива для Германии», движение радикальных феминисток в США и даже упоминание Бога в проекте новой российской Конституции (самой безбожной страны прошлого века, хотя это был СССР) – все это части одной мозаики, из которой и создаётся новый мир. Противоречивый и так радикально отличающийся от привычного нам миропорядка.
Повсеместное введение однополых браков вызывает ужас у строгих блюстителей нравов. Разрешить детям самим выбирать себе пол кажется светопреставлением. Тогда как либерализм рассматривает все эти факты как проявления абсолютной свободы. Невозможность понять и принять точку зрения оппонентов вызывает дикое неприятие с обеих сторон. Уже сейчас можно прогнозировать появление ультраконсервативных тенденций и обществ, которые начнут свои «крестовые походы» в новом мире.
«Суррогатные мамы» и искусственная инсеминация уже сегодня вызывают категорическое неприятие религиозных деятелей многих конфессий. Хотя и делают счастливыми тысячи семей. Демонстративное пренебрежение проблемами экологии, постепенное нарастание проблем чистой воды, загрязнение океанов, уничтожение живых видов – все это итоги безудержного потребления, не ограниченного никакими моральными нормами. Дикие вылазки террористов, когда на любой улице тебя может зарезать идейный психопат с кухонным ножом или превратить свой автомобиль в орудие массового убийства. Непрекращающиеся военные конфликты, где ежедневно гибнут мирные граждане. Проблема мигрантов в Европе, которая теряет не только свою расовую, но и конфессиональную идентичность. Что в свою очередь вызывает рост популярности правых и откровенно националистических партий. И ещё коронавирус, как вишенка на торте.
Не таким представлялся мир тридцать-сорок дет назад, когда один за другим рушились режимы в Восточной Европе. В Центральной Азии пока местным султанам и падишахам удалось сдерживать волну радикалов у своих границ. Но это лишь временная победа. На просторах Евразии уже гуляет вирус радикализма. Он обречён на победу через десять-пятнадцать лет. И тогда волна беженцев хлынет в Россию, чьи южные рубежи окажутся полностью незащищенными. Возможно, в какой-то момент придётся подумать о применении тактического ядерного оружия? Слишком пессимистично? Не думаю. В истории бывали случаи, когда чумные города сжигались со всеми обитателями. Интересно для чего небольшой Израиль имеет ядерное оружие? Или это последнее средство возмездия? Мир сходит с ума, если Брейвик получает за убийства стольких людей двадцать один год тюрьмы, а ничтожный ловелас Вайнштейн двадцать три.
Современные средства коммуникаций, социальные сети уже стали главными источниками новостей. Но и откровенным средством борьбы, дезинформации, фейков. Революции сегодня зарождаются и развиваются именно в социальных сетях. В мировой культуре преобладают эпатаж, забвение нравственных норм, отмена любых моральных запретов и торжество воинствующего дилетантизма. Вот такой мир уже формируется к середине двадцать первого века. Противоречивый, сложный, и человечество обязано приспособиться к этому очередному витку цивилизации? Суметь пережить всеобщий экономический кризис, чтобы перепрыгнуть в другую эпоху. И на таком фоне коронавирус с его массовым поражением старшего поколения уже выглядит как некий «Божий Бич», который давно должен был появиться. И он появился.