Кажется, ученым наконец удалось раскрыть одну из самых интересных загадок знаменитого изобретателя и живописца Леонардо да Винчи.
На протяжении столетий художники обращали внимание на то, что стеклянный шар, изображенный на картине «Salvator Mundi» (лат. «Спаситель Мира»), не демонстрирует признаков отражения и преломления света, как того можно было бы ожидать. Менее сведущие живописцы наверняка упрекнули бы художника в небрежности, однако более искушенные искусствоведы не раз указывали на то, что предельно дотошный и внимательный к каждой мелочи Леонардо вряд ли бы оставил на центральном плане стеклянную сферу, которая никак не преломляет свет.
Согласно компьютерным моделями, созданным командой из Калифорнийского университета, Иисус держит в руках полую, а не монолитную сферу. Эта идея уже не раз обсуждалась в среде историков наравне с более фантастическими гипотезами о том, что на самом деле это не стекло, а кусок горного хрусталя. Однако теперь технологии 3D-рендеринга доказали: да Винчи изобразил на полотне полый объект из настоящего стекла.
«Наши эксперты подтвердили, что это изображение достоверно соответствует материалу и тем научным знаниям о преломлении света и искажении изображения, которые были известны человеку уже к XV веку», пишут исследователи в своей статье.
Слева — монолитная сфера из стекла; справа — тоже стекло, но полое
Для тех, кто еще не понял, поясним: одеяния Христа, закрытые сферой из стекла, должны быть искажены и в значительной степени увеличены, поскольку стеклянный шар — это своего рода линза. Однако, использовав технологи обратного рендеринга (когда трехмерные детали сцены экстраполируются из двухмерного изображения), ученым удалось воссоздать модель «реального» объекта, который да Винчи нарисовал века назад.
Сопоставив модель освещения, характер складок, закрытых стеклом, а также ряд других параметров, исследователи пришли к заключению: изображение в сфере ведет себя реалистично лишь при условии, что она полая. Это должен быть шар радиусом 6,8 см, который располагался на расстоянии в 25 см перед моделью Христа. Толщина ее при этом должна была составлять всего 1,3 мм.
Почему это так важно? Дело в том, что «Сальватор Мунди» — это самая дорогая картина в мире. В 2017 году цена за нее составила баснословные $450 000 000. Это очень сложное, составное произведение искусства, о качествах и характере которого исследователи спорят не первое десятилетие. Поэтому даже такая мелочь, как оптическая игра в стеклянном шаре, влияет не только на цену картины, но и на наше понимание того, насколько искушенными были живописцы XVI века.
Источник: popmech