А вот уже опыт в Украине дал понять, что это все работает до какого-то определенного рубежа. Украина - это как раз переход рубежа.
Решения в политике принимаются по целому комплексу причин. В том числе тот же самый Запад во время грузинской войны в лице господина Саркози и Меркель поддержав Грузию, находился в состоянии, когда предполагалось, что с Россией можно договариваться. А украинская ситуация показала, что с Россией вряд ли можно договориться. В этом и состоит перемена и отличие конфликта в Грузии и в Украине. Для того, чтобы изменилось отношение, должна накопиться какая-то сумма негативных ощущений. Не будь конфликта в Грузии – и на украинскую ситуацию Запад бы среагировал по-другому.
Грузия дала тому же самому Западу негативный опыт. Между Медведевым и Саркози были подписаны соглашения, состоявшие из шести пунктов, и Саркози выступал гарантом их исполнения. Но на самом деле в них не были исполнены два пункта, а именно: Россия возвращает свои войска на линию, где они находились до начала конфликта. Россия эти войска не вернула, а оставила их в Абхазии и в Южной Осетии. И второе нарушение – стороны договорились не предпринимать односторонних шагов, но Россия в одностороннем порядке признала суверенитет Южной Осетии и Абхазии тоже.
Это был тот самый опыт, который получил Запад на счет того, можно ли договариваться с путинской Россией. Так что не будь печального грузинского опыта, Запад бы по-другому реагировал и на украинскую ситуацию. Там есть много влиятельных людей, которые хотят, чтобы все было, как раньше, и чтобы их бизнес работал и дальше. Все-таки это экономические интересы, а Россия – это огромный рынок сбыта и т.д.
По целому ряду действий накапливается некий политический опыт, негативный или позитивный… Можно было также сказать, что после путинской речи в Мюнхене становится понятно, кто он такой. Видимо, этого для Запада было недостаточно. После Грузии стало понятно, кто такой Путин, а после Крыма все стало очевидно. Хотя на Западе до сих пор есть люди, которые хотели бы закрыть на все это глаза. Украина, не в обиду сказано, равно как и Грузия, – это не основная боль того же самого Запада. Они и свои проблемы решают достаточно эгоистично.
В той реальной политике, которую проводит Меркель и многие другие, есть довольно узкий коридор возможностей, связанный с личным политическим опытом, давлением общественности, СМИ и желаниями. У Запада с Россией, конечно, нет желания ссориться. Но есть какие-то вещи, которые совершенно никак нельзя допускать. Украинская ситуация, по-видимому, оказалась пересоленной, а грузинская оказалось той, которую Запад согласен был проглотить.
Еще можно говорить и об ошибке Путина. Он-то думал, что Запад весь насквозь такой буржуазный, гнилой, гомосексуальный и т.д,. и ему с ним можно делать все что угодно. А оказалось все совсем не так.