Не повысив цены, Украина рискует не получить следующее поступление от МВФ. В таком случае это тоже ударит по людям, поскольку будет падение курса гривни, уменьшение возможностей социальных выплат и т. д .
Об этом пишет Председатель правления альянса “Новая энергия Украины” Валерий Боровик.
Государственный департамент США призвал власти Украины повысить тарифы на газ до уровня европейских стран. – Ред.
Какой будет цена на газ, пока неизвестно, поскольку это будет решение правительства и, скорее всего, под влиянием президента, потому что все будут принимать решение, учитывая предстоящие выборы – и президентские, и парламентские в следующем году. Здесь проходит красная линия, которую власти нельзя перепрыгнуть.
Во-первых, Украине нужно получать кредиты Международного валютного фонда, в который наибольший вклад вносят Соединенные Штаты, и у них больше всего голосов.
Во-вторых, эти средства дают возможность поддерживать экономику, и в том числе и гривну. И если произойдет резкое повышение цен на энергоносители, это ударит не только по социально незащищенным слоям населения. Потому что на сегодняшний день люди зарабатывают не так много денег, и по большому счету это оттолкнет людей от действий власти.
С другой стороны, не повысив цены, Украина рискует не получить следующее поступление от МВФ. В таком случае это тоже ударит по людям, поскольку будет падение курса гривни, уменьшение возможностей социальных выплат и т. д.
Условно говоря, власть сидит на шпагате.
Также нужно понимать, что повышение цен – это не просто деньги, которые покрывают газовые вопросы и оплату зарубежного газа. Полученные деньги из-за повышения цен будут идти на увеличение вложения в газотранспортную систему, распределительные сети, на добычу, модернизацию и реконструкцию или на поддержание в надлежащем состоянии коммунального сектора и т. д. Из всех этих составляющих будет складываться решения власти. Это не просто повышение.
Однако нужно иметь в виду и другую сторону медали. Соединенные Штаты думают не только о том, чтобы в Украине были рыночные цены на газ, но и о будущем – своих поставках сжиженного газа, который должен быть конкурентным по сравнению с поставками, например, российского газа или газа из других источников.
Рассчитав и возможные цены, по которым газ пойдет в Европу, и своих потенциальных покупателей, Соединенные Штаты смотрят на то, чтобы эти покупатели платили ту цену, которую этот товар будет стоить при доставке к ним. Условно говоря, если наш Нафтогаз будет собирать меньше средств, то у него будет меньше возможностей тратиться на альтернативные энергоносители, которые идут не из России. Этот аспект тоже нужно понимать.
Ну и конечно, повысить цены можно, но доходы-то у нас не европейские. Если цены будут европейскими, а доходы не европейскими, то это будет приводить к уменьшению возможностей у людей тратить средства на другие нужды. То есть куча проблем, с которыми должна разобраться власть.
И цена, которая заложена в стоимость газа (тариф), покрывает все расходы? Нет, не покрывает. С одной стороны, цена субсидируется. С другой стороны, если мы берем полностью и закупку газа из-за рубежа, и внутреннюю добычу, то во всей этой корзине цена не покрывает расходы.
Да, есть логика в том, что у нас дешевле цены на энергоносители, которые добываются из недр государства. И поэтому, если отсоединить, условно говоря, чисто извлечения из украинских недр, то цена может покрывать расходы.
Здесь должен быть четкий подход. Или на какой-то период, как многие эксперты и я в том числе предлагали, вы берете люфт времени, пока население поднимет свою платежеспособность, в настоящее время смотрите на цены на добычу плюс на доставку к потребителю и другие затраты, и выходите из цены того газа, который добывается из недр Украины. Тогда действительно эти тарифы покрывают расходы.
Если же идти, как сейчас, путем, условно говоря, единой цены, конечной – вот пришел газ из заграницы, вот наша добыча, мы ставим единую цену и по ней продаем газ населению, предприятиям – это другой подход. Тогда действительно эти цены не покрывают затрат. Это все должно быть определено стратегией действий энергетического сектора.