«Нафтогаз» и Украина в целом добились в Стокгольмском арбитраже определенных успехов. По результатам двух арбитражных производств «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд.
«Газпром» и «Нафтогаз Украины» судятся в Стокгольмском арбитраже с июня 2014 г. Основная часть претензий «Газпрома» к «Нафтогазу» в рамках спора по поставкам приходилась на штрафы за недобор газа по контрактному правилу «бери или плати» (take or pay). «Газпром» требовал также оплатить долг за газ, поставленный в мае-июне 2014 г., а также пеню за просрочку оплаты. «Нафтогаз» же требовал ретроактивного, то есть задним числом, изменения цены на газ, возмещения переплат за не пересмотренные цены и отмены запрета на перепродажу газа, предусмотренного контрактом.
Рассмотрение спора фактически состояло из двух частей, поскольку спор велся относительно двух контрактов — на поставку газа в Украину и на транзит газа через Украину.
22 декабря 2017 г. Стокгольмский арбитраж вынес вердикт по спору «Газпрома» и «Нафтогаза» в отношении контракта на поставку российского газа в Украину. Суд обязал «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» $2 млрд за уже поставленный газ, а также снизил годовой контрактный объем закупок до 5 млрд. кубометров газа, однако оставил условие «бери или плати» для 80% от этого объема, то есть 4 млрд кубометров. Закупать его газ в этих объемах Киев обязан, начиная с 2018 г.
«Нафтогаз» счел декабрьское решение суда в Стокгольме победой и оценил свой положительный эффект от него в $75 млрд., включив в эту сумму все, что он мог бы заплатить «Газпрому» при самом негативном для украинской госкомпании решении суда. В частности, экономия образовалась из-за ретроактивного снижения цены газа для второго квартала 2014 г. — с $485 до $352 за тысячу кубометров. Суд отменил запрет на реэкспорт российского газа и привязку цены на газ к нефтепродуктам.
И вот, новый вердикт Стокольмского арбитража, который, наконец-то, можно действительно считать победой. Это решение касается контракта на транзит российского газа через Украину. Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» компенсацию в размере $4,63 млрд за недопоставку согласованных для транзита объемов газа.
Таким образом, с учетом тех $2 млрд, которые по суду «Нафтогаз» должен «Газпрому», последний должен выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд. за недопоставку «Газпромом» согласованных объемов газа для транзита. «По результатам двух арбитражных производств в Стокгольме, «Газпром» должен выплатить $2,56 млрд в пользу «Нафтогаза», — сказано в заявлении «Нафтогаза».
«Это очень большая цифра. Она значительно больше, чем задолженность за газ, который мы отбирали в 2014 г. Это фактически означает, что «Газпром» должен выплатить в пользу «Нафтогаза» чуть более $2,5 млрд», — сообщил председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.
На встрече с руководством «Нафтогаза» президент Петр Порошенко подчеркнул, что «наша общая позиция доказала, что мы можем побеждать и в юридических баталиях в Стокгольме». Он подчеркнул, что «это историческое решение по защите национальных и финансовых интересов Украины».
«Это результат совместной согласованной работы менеджмента НАК «Нафтогаз», правительства, извините, президента», — сказал Порошенко и поздравил всех украинцев с «исторической убедительной победой».
Но буквально сразу же оказалось, что все не так просто, и до «немедленного зачисления в бюджет «Нафтогаза» $2,56 млрд» еще очень далеко.
В связи с тем, что «Газпром» давал более привлекательное ценовой предложение, было принято решение с 1 марта 2018 г. закупать газ не только из Европы, но и напрямую из России — впервые с 2015 г. С одной стороны, это можно считать сменой ранее принятой политической установке об отказе от закупок газа в России. С другой стороны, повторим, согласно решению Стокгольмского арбитража «Нафтогаз», обязан закупать, начиная с 2018 г., 4-5 млрд. кубов газа у «Газпрома» до конца действия контракта, то есть до 2019 г.
«Нафтогаз» перечислил «Газпрому» аванс на поставку топлива с 1 марта 2018 г. Но буквально на следующий день после того, как было предано гласности последнее решение Стокгольмского арбитража, в «Газпроме» заявили, что от поставок отказываются якобы по причине отсутствия надлежащим образом оформленного дополнительного соглашения к договору о поставке газа. Надо отдать должное, перечисленный аванс был также возвращен «Нафтогазу».
Непонятно, почему было не обождать оглашения вердикта в Стокгольме и реакции на него со стороны «Газпрома», что лишь после этого принимать решение о дальнейших действиях, перечислениях, закупках и так далее.
При этом в «Газпроме» заявили также, что с решением арбитража не соглашаются и выполнять его не будут. Из этого следует, что установленную Стокгольмским арбитражем выплату в размере $2,56 млрд в пользу «Нафтогаза» в «Газпроме» осуществлять просто так тоже не намерены.
Глава «Нафтогаза» Коболев уже заявил, что если «Газпром» будет упорствовать в неуплате установленной судом суммы, «Нафтогаз» будет прибегать к принудительному взысканию, обращая требование на зарубежные активы «Газпрома», инвентаризацию которых в «Нафтогазе» произвели.
Напомним, что «Газпром» владеет долями в 43 компаниях в 25 странах Европы, Азии и Южной Америки, включая 13 100%-ных «дочек» в 9 странах. В том числе таковые есть в Украине — газовый трейдер «Газпром сбыт Украина» (100% владение, сейчас по факту не осуществляет деятельности) и «ЮжНИИгипрогаз» (40%).
Впрочем, некоторые решения Стокгольмского арбитража «Газпром» выполняет. В частности, «Газпром» перестал выставлять счета за поставку газ на неконтролируемые территории Донбасса, хотя ранее Москва неуклонно стремилась заставить Киев платить за газ, поставляемый из Москвы в ЛДНР.
Этот факт подтвердил главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. Он заявил, что «Газпром» не выставляет счета за весь 2017 г. и начало 2018 г. Ранее такие счета выставлялись, несмотря на однозначное заявление украинской власти о том, что оплачивать этот газ Киев не намерен.
В самом «Газпроме» ситуацию со счетами за потребленный на Донбассе газ не комментируют. Но из сообщений «Нафтогаза» известно, что согласно решению арбитража, «Нафтогаз» не должен платить за объемы газа, поставленные на неподконтрольные Киеву территории Донбасса.
В целом же, несмотря на определенный юридический успех Украины, получить причитающиеся с «Газпрома» огромные средства будет очень непросто.