Северный поток похоронит ГТС Украины?

26 февраля 2018, 12:03
no image

Недавняя Мюнхенская конференция по безопасности принесла Украине крайне пренеприятное известие: постройка второй очереди балтийского трубопровода Северный поток стала реальностью почти на 100%. Это чревато крайне тяжелыми последствиями не только для газотранспортной системы и доходов государства от транзита, но также для всей системы газоснабжения страны.

Вторая очередь Северного поток предполагает строительство, в дополнение к уже имеющейся первой очереди, двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров в год от побережья России через Балтийское море в Германию. Трасса второго трубопровода пройдет рядом с первой очередью.

Больше всех в этом строительстве заинтересована Германия. Новая труба позволит получать топливо напрямую без участия стран-посредников — Чехии, Словакии, Польши и Украины. К тому же, северный маршрут почти на 2000 км короче действующего, что позволяет существенно удешевить поставки.

Кроме того, в случае построения Северного потока-2, Германия превратится в крупнейший энергетический хаб, продавая российский газ другим странам Европы, а это и доходы германских компаний, приток инвестиций, рабочие места, налоговые поступления. К тому же, существенно возрастет и политическое влияние Германии, которое и без того трудно назвать слабым.

Собственно, вопрос уже можно считать практически решенным. Германия в конце января 2018 г. разрешила реализацию проекта Северный поток-2 в ее территориальных водах. К строительству газопровода стоимостью почти €10 млрд. «Газпром» и его европейские партнеры намерены приступить уже в апреле 2018 г. Окончание строительства и пробных прокачек намечены на 2019 г.

Конечно, говорить о 100%-й уверенности пока еще нельзя, поскольку могут возникнуть разные обстоятельства и форс-мажоры. Но если Германия что-то решила в современной Европе, то, скорее всего, так уже и будет. Тем более, что в строительстве заинтересованы и другие европейские тяжеловесы, о чем ниже.

Поэтому попытки Украины и ряда других стран, преимущественно из Восточной Европы, заблокировать поток, взывать к разуму и указывать на неоднозначные последствия монополизации поставок российского газа по северному потому результатов не принесли и привели к расколу в самой Европе.

Напомним, что еще марте 2016 г. восемь стран Евросоюза — Венгрия, Латвия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Эстония и Литва — подписали обращение в Еврокомиссию, выразив протест против строительства газопровода. Вместе с тем, его строительство поддерживают Германия, Франция, Австрия и Нидерланды.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в ЕС нет единодушного согласия касательно переговоров с Россией по Северному потоку–2. От себя отметим, что Москва этим умело пользуется, войдя в своего рода московско-берлинский заговор и продвигая свои интересы.

Власть Германии поддерживает строительство трубы, уверяя в том, что Северный поток-2 не представляет угрозу для энергобезопасности. Об этом, в частности, после встречи 16 февраля с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким заявила канцлер Германии Ангела Меркель.

Она уведомила, что придерживается в этом вопросе иного мнения, нежели польские власти, которые хотят, чтобы Еврокомиссия прописала ситуацию с российско-германским газопроводом в Третьем энергопакете ЕС, направленном на обеспечение равной конкуренции и безопасности поставок на газовом рынке Евросоюза.

Позицию Меркель понять можно. С одной стороны, на нее давят германские корпорации и обыватели, несущие потери от антироссийских санкций и имеющие виды на «гешефт» от Северного потока.

С другой стороны, Меркель вынуждена строить коалицию с социал-демократами, за которыми стоят заинтересованные в сотрудничестве с богатой ресурсами Россией крупными германским корпорациями. Социал-демократы во главе с Мартином Шульцем однозначно выступают за сближение с Россией, за осуществление крупных проектов с Москвой, даже, как минимум, за частичное снятие санкций против Москвы.

Дискуссия относительно будущего проекта и роли Украины в доставке российского газа в Европу имела место на конференции по безопасности в Мюнхене.

Попытки президента Петра Порошенко привлечь внимание к проблеме не имела особого успеха у тех, кто в Европе реально принимает решения, а это, прежде всего, Берлин. Порошенко делал ударение на том, что Северный поток-2 строится не ради экономических интересов, а с целью российской политической и энерго-политической экспансии России. По данным СМИ, во время выступления Порошенко зал был почти пустым.

На стороне Украины, то есть против Северного потока выступают США. Спецпредставитель Государственного департамента по Украине Курт Волкер поддержал позицию Украины, назвав проект Северный поток-2 исключительно политическим, а не коммерческим.

Правда, Штаты исходят скорее из своих интересов, а не из стремления к справедливости. Они имеют амбициозные планы по поставкам в Европу своего сжиженного газа. Правда, американские предложения по поставкам сжиженного газа в Европу трудно назвать дешевыми и даже реальными настолько, чтобы перекрыть российские поставки, обеспечивающие около трети потребности Европы в топливе.

В любом случае, США не хотят, чтобы Европа вкладывалась в создание новой газопроводной инфраструктуры, поскольку это может поставить крест на их планах о масштабном энергетическом экспорте в ЕС. Поэтому Штаты оказывают дипломатическое давление на тех, кто вовлечен проект Северный поток-2, прежде всего, на Россию и Германию.

14 июня 2017 года сенат США одобрил поправку по расширению санкций против России. В документе говорится, что США «продолжат противодействовать строительству газопровода Северный поток—2, принимая во внимание его пагубное воздействие на энергобезопасность Евросоюза и развитие рынка газа в Центральной и Восточной Европе и на реформы энергетики в Украине».

В ответ, в России неоднократно заявляли, что проект Северный поток—2 является сугубо экономическим, а тезис об ущербе энергобезопасности Европы не выдерживает критики, поскольку напротив, диверсификация маршрутов транспортировки газа позволит уменьшить транзитные риски и повысит надежность газоснабжения его потребителей.

В условиях американского давления и наличия целого ряда противников прокладки Северного потока-2, Германия пытается найти компромисс между противниками и сторонниками газопровода. В ходе конференции в Мюнхене глава МИД Германии Зигмар Габриэль назвал условием реализации проекта газопровода Северный поток-2 сохранение транзита газа из России в Европу через Украину.

«У нас есть одно условие, я считаю, что оно реализуемо, о сохранении транзита газа через Украину. Без сохранения транзита газа будет очень сложно реализовать Северный поток–2» – заявил глава немецкого МИД в Мюнхене, добавив, что, по его мнению, «российская сторона это понимает».

Правда, об отказе от украинской ГТС не говорят и в самой Москве. Даже после запуска Северного потока-2 чисто технически закрыть прокачку газа через Украину не удастся. Вопрос лишь с том, что объемы прокачки могут снизиться до критически малых значений, превратив транзит в убыточную операцию. Кроме того, система газоснабжения страны может оказаться парализованной.

По мнению, энергетического эксперта Юрия Корольчука, после постройки двух газопроводов, то есть Северного потока-2 и Турецкого потока, РФ нужно выйти на проектные мощности в течении 5-10 лет, поэтому в лучшем случае, до 2029 г. транзит через Украину будет проходить. Возможно, объемы составят 30-50 млрд. кубометров в год.

Однако после выхода «потоков» на проектную мощность транзит через нашу территорию сильно сократится, полагает Корольчук. А в случае обострения политических отношений между Киевом и Москвой транзит в Европу через Украину может быть или существенно ограничен, или вовсе приостановлен.

К тому же, действие контракта на транзит газа из России через Украину оканчивается через год, но до сих пор нет понимания, что будет дальше, а власть и руководство «Нафтогаза» не подают никаких сигналов в этом вопросе.

Потери от утраты транзита могут быть крайне болезненными для экономики страны. По оценкам посла США в Украине Мари Йованович, эти потери составят $2,7 млрд. в год, или около 3% ВВП Украины. В «Нафтогазе» убытки оценивают в $2 млрд.

«Мы сделали большую ошибку, рассчитывая на помощь ЕС в конфликте с «Газпромом». Европа понимает, что американский сжиженный газ не может быть альтернативой российского газу, поэтому они рассчитывают на компромисс с Россией… При этом «Газпром» заявлял, что они готовы проводить переговоры. Они не говорят, что вот мы прекратим транзит через Украину и все. Но время идет, и они видят, что ничего не меняется в энергетике, в отношении «Нафтогаза» к газовому транзиту. Коболев не выходит на переговоры, и к 2019 г. мы может оказаться без контракта на транзит. У «Газпрома» будет альтернатива в виде Северного и Турецкого потоков. Мы же можем оказаться без транзита», — полагает Юрий Корольчук.

Более апокалиптические сценарии рисует энергетическаий эксперт Валентин Землянский. Он напоминает, что украинская ГТС в современном состоянии способна прокачивать в год до 140 млрд кубов топлива. (От себя добавим), что приходилось слышать, что ГТС способна обеспечить транзит и для 160 млрд кубов). Сейчас же труба перекачивает примерно 80 млрд. кубометров транзитного газа, то есть система уже существенно недогружена.

По мнению Землянского, в случае вывода на проектную мощность Северного и Турецкого потоков, Украине останется транзит в объеме 15-20 млрд кубометров в год, что будет приносить около $500 млн. Землянский утверждает, что в этом случае ГТС превратится в убыточный металлолом, а работу всей системы газоснабжения Украины будет парализована из-за невозможности нормальной работы газопроводов высокого и среднего давления.

В любом случае, очевидно, что с вводом в действие обходных трубопроводов, ситуация в Украине будет ухудшаться в той или иной степени. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: что власть и руководство «Нафтогаза» делает с учетом указанной весьма неприятной перспективы? Ответа пока нет.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи