Разговор Трампа и Эрдогана может означать большое изменение во внешней политике как США, так и Турции
Турецкая армия продолжает на севере Сирии, в районе города Африн, военную операцию «Оливковая ветвь» против местных курдско-арабских отрядов «Силы народной самообороны» (YPG) и партии «Демократический союз» (PYD), которые власти Турции считают террористическими организациями. Действия Анкары уже вызвали резкую критику со стороны стран НАТО во главе с США, режима Башара Асада в Дамаске, Ирана и государств Персидского залива. Единственный игрок на Ближнем Востоке, пока фактически никак не отреагировавший на происходящее – Россия. Возможно, это объясняется тем, что открытое вооруженное противостояние Анкары с сирийскими курдами, а значит, и с союзниками по НАТО, прямо играет на руку Москве, главной целью которой остается противодействие Вашингтону. И никакая «Оливковая ветвь» не могла бы начаться без предварительной стратегической договоренности между Владимиром Путиным и турецким президентом Реджепом Эрдоганом.
По данным Генштаба армии Турции, с 20 января, дня начала операции на севере Сирии, в боях были убиты почти 300 бойцов «Сил народной самообороны», а потери среди турецких военнослужащих и бойцов противостоящей Дамаску Свободной сирийской армии, неожиданно (для сторонних наблюдателей) ставшей турецкой союзницей в этом конфликте, не превышают десяти человек. Операция «Оливковая ветвь» ведется вблизи турецко-сирийской границы в районе города Африн, где живут около полутора миллионов сирийских курдов. Цель операции «Оливковая ветвь», согласно заявлениям Анкары — создать свою 30-километровую «приграничную зону безопасности», вдоль турецко-сирийской границы, и очистить ее от «террористов».
Начать боевые действия Турция решила после того, как в середине января международная коалиция во главе с США, ведущая в Сирии свою операцию, «Непоколебимая решимость», против радикальных исламистов, в первую очередь из террористической группировки «Исламское государство», объявила о намерении создать на севере страны «силы безопасности», численностью до 30 тысяч человек, преимущественно из курдов и союзных им сил, на которые собиралась возложить миссию защиты от джихадистов курдских районов на сирийско-турецкой границе.
Реджеп Эрдоган моментально заявил в ответ, что США, государство, которое турецкие власти считают союзником, формирует террористическую армию, угрожающую безопасности Турции, и пригрозил «уничтожить ее в зародыше». Режим Башара Асада также осудил идею создания новых курдских формирований, пообещав выступить против них, а заодно изгнать из Сирии американский воинский контингент, насчитывающий примерно 2 тысячи человек. Москва, главный союзник Дамаска, назвала американский план попыткой расчленить Сирию и установить американский контроль над частью ее территории. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, последние действия США привели Анкару в настоящее бешенство.
Президент США Дональд Трамп 25 января призвал Реджепа Эрдогана прекратить операцию «Оливковая ветвь», предупредив турецкого президента об опасности прямого военного столкновения между турецкими и американскими боевыми подразделениями на сирийской территории. В ответ Эрдоган жестко потребовал от Трампа прекратить поддержку боевых формирований сирийских курдов, отказавшись что-либо обещать взамен. Разговор Трампа и Эрдогана может означать большое изменение во внешней политике как США, так и Турции, так как еще в начале этой недели высокопоставленные представители Белого дома давали понять, что встанут на сторону Анкары в ее противостоянии с курдами.
Отношения Турции со всеми ее союзниками по НАТО в последние дни стремительно ухудшаются. Правительство ФРГ заявило, что приостанавливает поставки турецкой армии немецких танков «Леопард-2» и их модернизацию, хоть эту информацию пока опровергают в Анкаре. Негодование многих политиков и общественности в Германии вызвали многочисленные фотографии немецких танков, используемых Турцией во время наступления на курдские позиции в Сирии. С 2004 года, когда Германия мечтала избавиться от казавшихся ей ненужными тогда огромных запасов тяжелых вооружений времен «холодной войны», Берлин продал Анкаре более 700 танков «Леопард-2», но с обязательным условием, что они будут использоваться лишь для обороны турецкой территории.
Александр Гостев
