Если санкции будут сняты, у России сформируется понимание: любые требования Совета Европы не являются обязательными, и все остальные санкции против нее также могут быть пересмотрены, считают эксперты.
В Совете Европы допускают возможность снятия санкций с России в рамках этой организации, а это значит, что России могут вернуть право голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы. В частности, об этом высказался генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд, аргументируя вероятность такого сценария опасениями в СЕ, что Россия может выйти из этой организации, что станет ударом по защите прав человека в мире и в РФ.
В последнее время Москва все активнее требует восстановления права голоса своей делегации в ПАСЕ. А права голоса Россия лишилась после ее агрессии против Украины и аннексии украинского Крыма в 2014 году.
“Никто не хочет давать сигнал, что мы принимаем аннексию Крыма. Дело не в подрыве этой принципиальной позиции”, — уточнил Ягланд, добавив, что представители Совета Европы должны в перспективе иметь в виду мандат организации, который предусматривает “защиту прав человека в России, в Крыму и на континенте”.
“Было бы очень плохо, если бы Россия покинула (Совет Европы), …потому что конвенция о правах человека 1949 года и (Европейский) суд (по правам человека) так важны для российских граждан”, — пояснил Ягланд.
По его мнению, “это будет и негативное событие для Европы”. “У нас будет Европа без России. Это будет большим шагом назад для Европы”, — убежден европолитик.
В Украине же заявили, что на данный момент нет никаких оснований для возвращения России в ПАСЕ. Так, спикер МИД Украины Марьяна Беца заявила, что “возвращение РФ в ПАСЕ без исправления международно-правовых нарушений, восстановления территориальной целостности Украины, вывода российских войск, противоречит международному праву”.
В свою очередь, член постоянной делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы от Украины Ирина Геращенко отметила, что Ягланд публично повторил свою давнюю позицию о возвращении России в ПАСЕ, добавив, что “его беспокоит, что иначе Европа останется без России, а в России будет территория бесправия”, однако при этом его не беспокоит, что “РФ украла часть территорий Украины и Грузии”.
“То, что если Европа позволит РФ нарушать базовые европейские принципы и права человека, то Европа останется без Европы, и это будет уже другая, деградировавшая Европа, тоже не приходит в голову Генсека СЕ. Как и то, что его заявления являются самодеятельностью, идут вопреки решениям Комитета министров СЕ и резолюциям ПАСЕ”, — отметила Геращенко.
Эксперты рассказали “Главреду”, почему в Совете Европы заговорили о возможности снятия санкций с России, в чем их интерес, есть ли основания для возвращения РФ в ПАСЕ, а также какие последствия будут для Украины в случае, если России “простят” ее “проступки” и вернут в Совет Европы.
Глава правления Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко:
Прежде всего, следует четко понимать, что сейчас речь идет о пересмотре санкций, введенных против России, только в Совете Европы, а не в Евросоюзе в целом. А это — отдельная организация, а не весь ЕС.
Некоторые европейцы заговорили о необходимости отмены санкций против России сразу же после их введения, а особенно — после того, как возник ряд экономических противоречий, и пострадали некоторые бизнесы и социально-экономические группы во Франции, Италии и Германии. Приверженцы идеи отмены экономических санкций, которые введены Евросоюзом, есть, и они существуют в разных странах Европы. А дискуссия началась не сегодня, а более двух лет назад. Это — не секрет.
Сегодня же заговорили о том, что необходимо снять ограничения, которые действуют в отношении России, в Совете Европы, в Парламентской ассамблее Совета Европы. Эти ограничения касаются права голоса России, фактически участия российской делегации в работе ПАСЕ. Россияне сейчас могут там присутствовать, но не могут голосовать.
Эти разговоры сейчас начались из-за того, что Россия стала угрожать тем, что она вообще из состава Совета Европы, прекратит финансирование этой организации. Именно это и беспокоит генерального секретаря Совета Европы Ягланда и некоторых других руководителей СЕ и ПАСЕ. Потому они выступают за возвращение России.
Так что сейчас говорят только об отмене ограничений в рамках Совета Европы, не более того.
Этому есть свои объяснения. Если Россия выйдет из Совета Европы, пострадает бюджет СЕ. То есть существует чисто финансовый, бюджетный мотив.
Кроме того, Ягланд и значительная часть европейских элит придерживаются оппортунистических взглядов на отношения с Россией. Суть этих взглядов проста: “Зачем конфликтовать с Россией? Да, мы не будем признавать аннексию Крыма, а будем осуждать агрессивную политику России. Однако с Россией лучше договариваться, нежели ссориться. Лучше с ней вести активный диалог, не ругаться с ней дальше и не применять против России какие-то санкции, не давить на нее”.
В чем ошибочность и уязвимость такой позиции? В том, что, когда ведется такая снисходительная политика по отношению к агрессору, к большому сожалению, это будет лишь стимулировать агрессора. Это понимают и в Европе, и в США, и в Украине. Но, к сожалению, некоторые европейские политики (к ним относится и Ягланд) хотят закрыть глаза на существующие проблемы. У них чисто прагматический интерес — не ссориться с Россией, а договариваться, и тогда, возможно, она успокоится.
Украина вопреки этой позиции должна приводить серьезные и жесткие аргументы. Она должна действовать так не сама, а вместе с союзниками, теми, поддерживающими позицию Украины, в частности, вместе с ПАСЕ.
Кроме того, заявления ряда украинских политиков о том, что, если Россия вернется в ПАСЕ, Украина должна выйти из Совета Европы, являются контрпродуктивными. Это была бы полнейшая ошибка и глупость. Если следовать этой логике, мы должны были бы разорвать наши отношения со всеми нашими соседями, учитывая все существующие между нами противоречия и проблемы.
Нельзя так действовать в серьезной политике! Украина должна действовать гибко, принципиально, но не должна сама себя попирать. Если бы Украина начала покидать те или иные международные организации, тем более, Совет Европы, это стало бы лучшим подарком для России и всех врагов нашей страны.
На мой взгляд, у Украины сейчас еще есть возможность удержать Совет Европы и ПАСЕ от такого шага. Ведь Россия попросту шантажирует СЕ. Не факт, что она покинет Совет Европы, но шантажировать этим она может. Да и вообще, Россия часто применяет шантажиста по отношению к нам, европейцам и американцам. Пока есть возможности, пока сохраняется более-менее приемлемый для Украины расклад сил в ПАСЕ, Украина должна удержать Совет Европы от таких шагов.
Если даже Россия вернется в состав Европы, никаких особых последствий для Украины это иметь не будет. Да, это будет поражением, с точки зрения того, что России пошли на уступки, что России удалось посредством шантажа вернуться в организацию. Но это не значит, что это приведет к кардинальным политическим изменениям.
Влияние Совета Европы часто весьма символическое. У него есть влияние, которое связано с ратификацией документов СЕ и международных соглашений, например, Конвенции по правам человека, признания юрисдикции Европейского суда по правам человека и т.д. Однако Ягланду и другим нужно напоминать, что они сами себе противоречат: они говорят, что нельзя допустить выхода России из Совета Европы, потому что тогда они не смогут влиять на ситуацию с правами человека в России. А что, Совет Европы сейчас существенно на это влияет? В России постоянно нарушаются права человека.
Более того, в России уже есть решение о том, что международное право не имеет приоритета над национальным. Россия для себя уже сделала вывод: она может не признавать решения международных судов, в частности, Европейского суда по правам человека. И как тогда Совет Европы будет влиять на Россию? Но Ягланд и ряд других европейских политиков закрывает на это глаза. Ягланд приводит такой аргумент, но сам понимает его ошибочность.
Если Россия вернется в Совет Европы и будет голосовать, то наибольшие последствия будут для самого Совета Европы. Работа СЕ станет намного более конфликтной. И в значительной степени ситуация в СЕ может быть дестабилизирована, а там и так куча проблем.
Оппортунизм, который существовал и раньше, привел к тому, что звучали обвинения в коррупции в адрес руководства ПАСЕ, и предыдущий руководитель Совета Европы был вынужден уйти в отставку из-за обвинений в коррупции и действиях в интересах России, что нарушало стандарты СЕ. Потому кардинальных политических изменений не будет.
Однако это может вдохновить Россию на то, что отмена санкций в ПАСЕ может стать прелюдией к отмене или сокращению санкций против России Европейским Союзом. Думаю, Россия стремится именно к этому. Она хочет продемонстрировать, что ей удалось преодолеть сопротивление в Совете Европы, а это значит, что она сможет добиться этого и в отношениях с ЕС.
Потому борьба в ПАСЕ имеет принципиальное значение, но это не значит, что она сразу изменит ситуацию в России или же изменит действия РФ. Нет, ничего подобного. Ягланд и другие представители ПАСЕ говорят, что, даже если Россия останется в СЕ, это не будет значить признание аннексии Крыма.
Сооснователь Украинского института будущего, директор компании Berta Communication, политтехнолог Тарас Березовец:
Такой вариант, как снятие санкций с Российской Федерации, введенных Советом Европы в связи с российской агрессией против Украины, сегодня, к сожалению, абсолютно реален. Соответственно, и возвращение России в Парламентскую ассамблею Совета Европа является реальным. Это стало возможным потому, что Россия сейчас активно работает со своими лоббистами, а генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд в значительной степени ей в этом помогает.
Сейчас у меня нет конкретного ответа на вопрос о том, что должна будет делать Украина в том случае, если Россия вернется в ПАСЕ. Один из вариантов, который сейчас рассматривается, — это полный выход Украины из состава Совета Европы и прекращение ее полномочий в данной организации. Об этом сейчас звучат пока отдельные мнения в Украине, в частности, об этом высказался Владимир Арьев, но пока что это лишь субъективные мнения.
По моим сведениям, Украина предлагала закрыть потребности Совета Европы (Россия является одним из основных плательщиков Совета Европы, и ее взнос составляет около 30 миллионов евро, — Ред.), которые отказалась платить Россия. То есть Украина сама вызвалась оплатить эту сумму, но Ягланд на встрече с представителями “Европейской народной партии” сказал, что проблема вовсе не в этих деньгах, а в принципах работы.
Россия активно взялась за свое возвращение в Совет Европы. Но маловероятно, что это случится до конца 2017 года. Однако в целом этот процесс выглядит вполне реалистичным.
Если России удастся вернуться в Совет Европы, она будет подавать это событие как свою победу и признание аннексии Крыма, а также как начало отмены всех санкций, которые ранее были введены против нее. Ведь, по сути, решение ПАСЕ лишить Россию права голоса в этой организации — это тоже были санкции. Так что Россия будет рассматривать этот шаг Совета Европы как общий отказ от санкций против нее.
Политический аналитики, эксперт по вопросам международной политики и международного права Тарас Чорновил:
На данный момент нет оснований для возвращения России в ПАСЕ. И на то есть формальная не политическая причина: санкции против России были введены за грубые нарушения правил Совета Европы — осуществление агрессии, аннексия территорий, проведение необъявленной войны, поддержка террористов, а также оккупация Крыма и объявление его своей территорией.
А санкции в европейских структурах вводятся не как наказание, а как стимул для устранения нарушений. Согласно уставным документам Совета Европы, санкции могут быть сняты, только если страна, против которой введены санкции, полностью выполнила требования или продемонстрировала прогресс в направлении их выполнения.
Россия не выполнила никаких требований и не продемонстрировала ни единого шага в этом направлении. Более того, действия РФ резко ухудшают ситуацию, в частности, в Крыму.
Россия демонстративно показывает Европе, что она не собирается не то что выполнять требований, но даже имитировать попытки сделать это. Как при этом можно снимать санкции?
Если санкции будут сняты, у России сформируется понимание: любые требования Совета Европы не являются обязательными.
Например, существует “святая святых” Совета Европы — отмена смертной казни на территории стран-членов СЕ. А если с России снимут санкции, даже несмотря на то, что она не выполнила никаких требований, ряд стран-членов СЕ решит, что смертную казнь можно возобновить. И в первую очередь это сделают в России, начав направо и налево расстреливать каких-то оппонентов режима, даже тех, чья вина до конца не доказана.
Другим последствием может стать дальнейшее ухудшение ситуации с правами человека в России, потому что такого рода решения СЕ больше не будут иметь силы. Потому нельзя даже говорить о возможности прекращения санкций.
Аргументов Ягланда, которыми он объясняет возможность снятия санкций с России, выглядят сомнительными. Он говорит, что если Россию не вернут в Совет Европы, то российские общественные деятели и граждане окажутся еще под большим прессом, потому что у Совета Европы не будет возможности влиять на Россию, заставляя ее соблюдать права человека. Но — Россия и так их не соблюдает, а в последние годы совершенно ими пренебрегает! А отменив против нее санкции и вернув в Совет Европы российскую делегацию, России просто докажут, что совершенно безнаказанно можно нарушать любые принципы и требования СЕ. А это лишь ухудшит ситуацию в России. Санкции ее хоть к чему-то обязывают, хоть как-то сдерживают. А так, фактор санкций вообще перестанет существовать.
Мотивы руководства Совета Европы при этом чисто меркантильно-материальные. Для такого шага нет серьезных политических мотивов. Более того, это может уничтожить СЕ как авторитетный орган, который имеет императивное право своих членов. Ни Ягланд, ни кто-либо другой не хочет превратиться из органа с императивом, в орган с какой-то “филькиной грамотой”.
Меркантильные мотивы тут двух типов. Первый — прямая и обычная коррупция, как это было в истории с Аграмунтом, которого финансировал российский олигарх Якунин. О Ягланде говорили и Арьев, и Головатый: он — очень коррумпированный человек, хуже Аграмунта. Потому факт прямой коррупции сыграл значительную роль.
Второй. Зарплаты, содержание, финансирование всех видов деятельности Совета Европы — роскошное, а не просто богатое. И особо большие выплаты осуществляются благодаря взносам стран-членов СЕ. Из них едва ли наибольшая доля России. Но Россия отказалась платить взносы, пока ее не вернут в ПАСЕ. А это значит, что теперь нужно пересмотреть выплаты Совета Европы, снизить зарплаты, все урезать и перейти в экономный режим. А те, кто прочувствовали, что такое роскошь, не хотят от нее отказываться. Потому они сейчас делают все, чтобы вернуть Россию, чтобы она возобновила свои взносы.
Пока что складывается впечатление, что в СЕ нет достаточно голосов для возвращения России. Хотя из-за коррупции часть людей может проголосовать за этот шаг, перед тем существенно улучшив свое финансовое положение.
Потому мы не можем быть уверенными в том, что Россия не вернется в ПАСЕ.
Основной удар от этого возвращения придется по самому Совету Европы. Больше всего пострадает его авторитет и возможность обладать императивными функциями, ведь если чего-то может не выполнять Россия, значит, и кто-либо другой может пренебрегать требованиями СЕ.
Для Украины это будет крайне негативный факт и международно-политический проигрыш. Частично мы потеряем возможность рассчитывать на СЕ как на орган, который придерживается своих принципов. Ведь органы ЕС не могут игнорировать решения Совета Европы, должны учитывать их. Потому для нас крайне важно, чтобы были более-менее единогласные голосования, на которые бы не влияла Россия.
Также для Украины будет колоссальным негативом постоянное поливание грязью. Мы можем приводить тысячи доказательств правоты нашей позиции, но это не будет иметь значения.
Но даже если так случится, и Россия вернется в ПАСЕ, Украине ни в коем случае нельзя устраивать демаршей и покидать Совет Европы. Иначе это будет тем, о чем мечтала Россия, и СЕ будет постепенно взят под контроль Россией. Наша делегация должна сохраниться в структуре СЕ. Нам придется больше работать, чтобы опровергать вранье россиян, нивелировать их попытки влиять на события и снова и снова добиваться расследования незаконного возвращения России в ПАСЕ.