Результаты голосования по вопросу о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза, которые так сильно обрадовали Кремль, жаждущий увидеть раскол в Европе, теперь оказались под вопросом.
Президентская администрация является самым сильным институтом в глубоко персонализированной системе Владимира Путина: она снабжает его теми разведданными, которые ему нужны, она следит за работой министерств и губернаторов, она координирует его грязную политическую «кампанию активных мер» на Западе. Весной этого года, когда я был в Москве, мне удалось побеседовать с довольно проницательным бывшим сотрудником президентской администрации, и он сказал, что Путин требовал видимых успехов сегодня в ущерб реальному успеху завтра. Возможно, в этом смысле Брексит окажется идеальным объектом для анализа.
Это не должно кого-то удивлять. Изображение Путина в качестве гроссмейстера геополитики уже давно превратилось в всем известное клише. Но в последние несколько лет Путина, по всей видимости, все чаще оберегают от плохих новостей и критики, в результате чего он стал допускать серьезные ошибки. В частности, он сам и его приближенные регулярно демонстрируют полную неспособность понять то, как работают демократические общества, и то, какая жизнеспособность скрывается за разногласиями и недальновидностью.
Если Путин полагал, что его кампания хакерских атак, распространения дезинформации, секретной финансовой помощи определенным силам и другие подобные трюки помогут ему формировать политическую повестку дня в странах Запада, то сейчас ему стоит пересмотреть свои убеждения. Действительно, российское вмешательство в политические процессы в странах Запада — от попыток сыграть на исламофобском национализме в европейских странах до попыток воспользоваться недовольством с целью поддержать кампанию Трампа — усилило существующую политическую и социальную напряженность.
Но к чему это все привело? НАТО вновь сосредоточился на угрозе с востока, и страны этого альянса в настоящее время повышают расходы на оборону. Ключевые европейские лидеры, такие как Эммануэль Макрон или Ангела Меркель, твердо убеждены, что Москва представляет собой угрозу. Расследования, слухи и судебные разбирательства загоняют Дональда Трампа в угол. Даже результаты голосования по вопросу о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза, которые так сильно обрадовали Кремль, жаждущий увидеть раскол в Европе, теперь оказались под вопросом.
Другими словами, было бы довольно иронично, если бы — из всех политиков и государственных деятелей — именно Путин спас Британию от Брекcита. Регулярно поступающие достоверные сообщения, а также пока не подтвержденные слухи о том, что Россия пыталась способствовать Брекситу, грозят превратиться в настоящую лавину компрометирующей информации. Эффективность ее поддержки порой была весьма сомнительной. СМИ и политики слишком часто склонны преувеличивать предполагаемое влияние англоязычного информационного агентства Sputnik и телеканала RT — и даже ее кампании по распространению дезинформации. Доказательств того, что они подтолкнули людей к тому, чтобы изменить точку зрения, — а не просто вторили существующим предубеждениям — до сих пор нет.
Однако существует вероятность того, что либо в этом, либо в начале следующего года у нас будут неоспоримые доказательства того, что Россия оказывала финансовую поддержку сторонникам выхода Британии из Евросоюза. Член парламента Бен Брэдшоу (Ben Bradshaw) воспользовался парламентской привилегией, чтобы поднять вопрос о загадочно глубоких карманах Аарона Бэнкса (Arron Banks) — главного спонсора кампании Leave.EU.
На этой неделе избирательный комитет начал расследование, чтобы выяснить, мог ли он или одна из его компаний нарушить требования к финансированию кампании в преддверии референдума. Джордж Коттрелл (Cottrell), который прежде был помощником бывшего лидера Партии независимости Соединенного Королевства Найджела Фараджа (Nigel Farage), был арестован ФБР по обвинению в отмывании денег. Мы будем с нетерпением ждать окончания этого расследования.
Между тем, по словам источников в американской разведке, с которыми я обсуждал действия Москвы, были и другие случаи, когда Россия поддерживала кампанию за выход из ЕС при помощи средств из «черной кассы», как говорят российские агенты. Вероятнее всего, о них станет известно после того, как на другой стороне Атлантического океана будет проведено несколько допросов. Разумеется, чтобы оценить степень эффективности этих операций, потребуется тщательный анализ и научная твердость. Но когда это могло остановить тех, кто использует сенсационные обвинения ради обретения политического преимущества?
Ирония состоит в том, что это может произойти в чрезвычайно удобный момент, предоставив британской политической элите, все больше озабоченной возможными последствиями Брекзита, шанс разобраться с этой проблемой. Общественность недовольна слишком медленным прогрессом в переговорах, однако у властей сейчас нет четкого мандата, который позволил бы им встать на обратный курс. Подтвержденные факты активного скрытого вмешательства России в кампанию накануне референдума сделают результаты этого голосования нелегитимными, учитывая незначительный отрыв сторонников выхода из ЕС. Твердолобые сторонники Брекзита начнут выглядеть как «полезные идиоты» Путина.
Это позволит правительству либо провести второй референдум, либо просто проигнорировать результаты первого, не создав при этом впечатления, что оно признает свою ошибку или оспаривает волю народа. Это также даст возможность отменить действие статьи 50 или проигнорировать ее без каких-либо последствий. (Хотя формально Евросоюз стремится предоставить Соединенному Королевству возможность изменить свое мнение, некоторые представители Брюсселя склоняются к тому, чтобы наказать Великобританию.)
Разрушительная склонность Путина к действиям, наносящим вред, по всей видимости, является продуктом его прошлого в КГБ, его возмущения в связи с утратой Россией статуса сверхдержавы и отсутствия других, более приемлемых способов продвигать интересы России. Пока Путин требует от своих шпионов, троллей, дипломатов и лоббистов пользоваться любой возможностью, чтобы сеять раскол и недоверие в странах Запада, независимо от долгосрочных последствий, он рискует превратить Россию в государство-изгоя.
Вполне возможно, что его действия помогли немного склонить чашу весов на голосовании в пользу Брекcита. Но, что еще вероятнее, они помогут качнуть ее в обратную сторону.