В природе существует другая конструкция для прилипания, которую также скопировали инженеры — лапа геккона. На основе принципа ее действия инженеры NASA создали систему захвата объектов в космосе.
Для присоски рыб семейства прилипаловых разработан искусственный аналог. Как и орган этой рыбы, устройство может за счет пониженного давления прилипать к поверхностям с силой, в 340 раз превышающей его вес. Статья инженеров из Китая и США, посвященная разработке, опубликована в журнале Science Robotics.
Рыба семейства прилипаловых известны тем, что вместо переднего спинного плавника они обладают органом-присоской. За счет этого они присасываются к акулам, китам и черепахам и используют их в качестве транспорта и источника пищи (подбирая остатки их добычи).
Инженеры решили создать искусственный аналог такой присоски, который позволил бы исследовательским подводным аппаратам использовать крупных морских животных в качестве транспорта. Как и настоящий орган прилипаловых, устройство представляет собой камеру и массив из ламелл (небольших пластинок). Они прикреплены к небольшим пневматическим актуаторам, которые могут поворачивать эти ламеллы. Если камера прислонена к плоской поверхности, эти ламеллы упираются в нее и расширяют камеру, из-за чего в ней образуется отрицательное (относительно окружающей среды) давление.
Исследователи создали прототип подводного робота, который мог бы присасываться к рыбам и перемещаться вместе с ними. Они также протестировали силу присасывания устройства в подводных условиях. Оказалось, что сила, необходимая для отрыва от гладкой поверхности, превышает вес устройства примерно в 340 раз. Помимо этого, прототип протестировали на настоящей акульей коже — в этом случае сила присасывания оказалась примерно в два с половиной раза меньше.
В природе существует другая конструкция для прилипания, которую также скопировали инженеры — лапа геккона. На основе принципа ее действия инженеры NASA создали систему захвата объектов в космосе. Кстати, назначение такой большой силы адгезии у лап гекконов стало известно лишь недавно. Американские биологи выяснили, что, хотя при обычном сидении на вертикальной стене силы прилипания достаточно, чтобы удержать в сто раз больший вес, при приземлении после прыжка этой силы геккону едва хватает, чтобы удержаться на поверхности.