Бывший мэр Славянска Неля Штепа вчера была освобождена из-под стражи и отправлена под домашний арест. Думаю, не нужно пояснять, что это означает в наших реалиях. Сидеть Штепа больше не будет.
Как максимум — суд в итоге признает ее виновной, но зачтет три года отсидки и отпустит на свободу.
В связи с этим событием снова вспыхнули дискуссии о степени виновности Штепы. Нашлось у нее немало защитников, которые бросились доказывать, что Штепа по факту не виновата, что боевики заставляли ее работать на них, и что она была у Стрелкова скорее заложницей, чем союзником.
Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
К сожалению, память у нашего народа очень короткая. Я уже не раз сетовал на эту особенность украинцев. Люди зачастую уже не помнят того, что происходило всего 3-4 года назад. Давайте отмотаем время назад, и посмотрим, чем занималась Неля Штепа зимой 2013-2014 гг.
Это 18 декабря 2013, Славянск. Неля Штепа в дорогой шубе выступает перед толпой местных сторонников антимайдана и разжигает межрегиональную ненависть. Говоря попросту — натравливает одних граждан своей страны на других.
— Давайте возьмем Западную Украину. Предприятий — ноль. А зарплату они получают — учителя, врачи. А откуда они получают? Наш Зевс Керамика отработал, заплатил налог в бюджет. Из бюджета какой-то город Западной Украины получил заработную плату и пенсию. Они сами себе не заработали! — кричит Неля Штепа.
То, что говорит Неля Штепа — ложь. Я многократно уже писал об этом, и лишний раз доказывать очевидные вещи нет смысла. Все и так знают, что на Западной Украине есть масса промышленных предприятий, в том числе крупные заводы и шахты. Причем, заводы там, в отличие от Донбасса, продолжают открываться до сих пор. Штепа лжет сознательно, для того, чтобы окружающие ее жители Славянска направляли свою ненависть на далеких и незнакомых им жителей Западной Украины, вместо того, чтобы спросить, на какие деньги куплена ее шуба и откуда взялись миллиарды долларов у Ахметова и Януковича. Штепа внушает нищему славянскому пенсионеру, что его ограбили не Курченко с Азаровым, а точно такой же нищий пенсионер из далекого Ивано-Франковска.
Именно так во всем мире и разжигаются войны. Боевые действия не начинаются на пустом месте. Они долгое время подготавливаются соответствующей агитацией и пропагандой. Чтобы обычные граждане могли взяться за оружие, их нужно как следует накачать ненавистью. Нужно долго и планомерно дегуманизировать и демонизировать будущего противника. И именно этим долгие годы занимались донецко-луганские элиты, в числе которых была и Штепа.
К сожалению, полное видео того митинга сейчас удалено из сети. Но осталось описание тех событий от очевидцев. В тот день в Славянск из Донецка приехали сторонники Евромайдана, и Штепа со своими опричниками бросалась на них и выкрикивала оскорбления. Один из ее сторонников разорвал и поджег флаг ЕС. Так готовилось кровопролитие.
Если у кого-то сохранились другие видео событий 18 декабря 2013 года в Славянске, я прошу поделиться им — для истории нужно сохранить максимальное количество записей и документов.
Пока Неля Штепа разжигала ненависть и готовила почву для последующей бойни, в которой погибли десятки жителей Славянска, Гиркин-Стрелков и его люди смазывали свое оружие. Через несколько месяцев они войдут в Славянск и возьмут город под свой контроль. Кстати, а почему Стрелков выбрал именно этот город?
Ответ на этот вопрос Стрелков дал в одном из своих интервью:
«15-17 км мы шли маршем через границу. И вышли в условленном месте, которое заранее было подобрано теми, кто нас встречал. Соответственно был задан вопрос: где тот населенный пункт, в котором мы получим массовую поддержку? И назвали Славянск. Уже к моменту прибытия нас ждали около трехсот активистов, готовых к любым действиям вместе с нами. Сразу мы соединились с этой группой и пошли на штурм УВД. Через два часа мы взяли УВД, еще через час после этого – СБУ», — рассказывал он.
Можно гадать, говорил ли Стрелков честно или что-то скрыл. Но факт остается фактом — в Славянске почва для его вторжения действительно была подготовлена. Там его действительно ждали местные бандиты во главе с Вячеславом Пономаревым. Если местные власти и не приглашали его лично, то сделали все, чтобы Стрелков оказался именно в их городе. К моменту вторжения российских диверсантов жители города уже были в достаточной степени накручены и наэлектризованы воинствующей пропагандой Штепы и ее соратников.
Появление боевиков в городе Штепа восприняла с радостью. В тот день я лично был в Славянске и видел, как все это происходило. Неля Игоревна в розовой курточке выступала перед местными жителями и поясняла им, что в Славянск пришли не какие-то там бандеровцы, а «наши ребята». Характерно, что россиян Штепа называла «донецким ополчением», хотя дончан среди них почти не было. Стрелков, Бабай, Моторола и прочие лидеры боевиков не были даже украинскими гражданами.
— Это не люди из Западной Украины, как мы с вами переживали. Это наши донбасские ребята, — кричала Штепа в мегафон.
Толпа встретила ее речь аплодисментами.
Сегодня многие оправдывают Штепу тем, что в итоге она была отстранена боевиками от своей должности и фактически содержалась ими в неволе. Но это никак не оправдывает ее. В какой-то момент местные элиты Донбасса действительно потеряли контроль над ситуацией. Вооруженные боевики перестали кого-либо слушаться. Но разве это снимает ответственность с тех, кто готовил эту войну? Как известно, в конечном итоге Стрелков объявил преступником и наркоманом «народного мэра Славянска» Пономарева, но это совсем не значит, что Пономарев был украинским патриотом. Просто боевики не поделили власть.
Штепа не была радикальной сторонницей России, она выступала за федерализацию и автономию Донбасса. Но она создала почву для прихода радикальных боевиков и последовавшего за этим кровопролитием. Через несколько дней «наши донбасские ребята» зарезали депутата горсовета Горловки Рыбака, стали грабить и убивать местных жителей, развязали военные действия.
Эти трупы со вспоротыми животами — тоже результат работы Штепы. Результат той многолетней ненависти, которую она разжигала на вверенном ей участке региона. Ничего не прошло бесследно. В 2014 году Донбасс пожал бурю из посеянного регионалами ветра.
Когда Нелю Штепу выпустили из СИЗО, она держала в руках флаг Украины и спела гимн. В этом нет ничего удивительного. Когда Янукович готовился подписать ассоциацию с ЕС, Штепа поддерживала евроинтеграцию. Когда вектор резко сменился, Штепа стала поддерживать курс на Россию. Когда в Славянск зашли российские диверсанты, Штепа поддержала их. Когда Стрелков убежал — моментально стала горячей патриоткой Украины.
Обычный чиновник-конъюнктурщик, готовый поддержать любую власть. Это так легко — просто взять и сменить один флаг на другой, надеть вышиванку, сказать «Слава Украине!» Это ничего не стоит. Это сделала не только Штепа, но и многие организаторы незаконного «референдума» 2014 года.
Жаль только, что украинский суд, который сделал из Штепы патриотку, не может точно так же легко воскресить тысячи убитых украинских граждан. Не может оживить убитого Владимира Рыбака, и замученных Стрелковым протестантов. Тысячи людей умерли, и их уже невозможно вернуть. Нельзя искупить их кровь флагами и вышиванкой.