Ощущение неотвратимо приближающихся выборов заставило украинскую политическую "элиту" наперегонки озвучивать, как им кажется, привлекательные для избирателей идеи.
Об этом пишет Андрей Сенченко, украинский политик и общественный деятель, лидер правозащитного движения “Сила права”.
Интеллектуальная недостаточность большинства претендентов на право стать властью или остаться ею просто поражает. Опять в ходу однотипные рассказы о ликвидации депутатской неприкосновенности, борьбе с коррупцией и предстоящем справедливом дележе награбленного несколькими поколениями предшественников. Действующая же власть на тему будущего страны вообще не заморачивается – мысли, руки и челюсти заняты другим. Легенды о 144-х реформах не в счёт.
В то время как политики наперебой рассказывают о том, как справедливо поделить, стране нужны идеи, как научиться зарабатывать. Нужна конкурентоспособная бизнес-модель государства, позволяющая сделать Украину успешным проектом.
История человечества знает множество примеров возникновения государств, часть из которых, не выдержав конкуренции, оставили после себя лишь упоминания в учебниках.
По мере развития технологий формы конкурентной борьбы между государствами стали претерпевать существенные изменения. Кто-то по-прежнему ставит на силу, но большинство – всё же на технологическую конкуренцию, отводя армиям лишь функцию обеспечения безопасности. Пример технологически отсталой России как раз демонстрирует выбор агрессивных аутсайдеров – энергетический шантаж, военная агрессия и подрыв чужих успехов.
Народ Украины избрал для себя иной путь – в цивилизованный мир. Однако пока еще до конца не осознал, что в этом мире действуют жесткие законы конкуренции. Так или иначе, каждая страна, не готовая исчезнуть с карты мира, должна прийти к осознанию своих конкурентных преимуществ и основанной на них бизнес-модели.
Удивительно, но вопрос о конкурентных преимуществах нашей страны многих украинских политиков приводит в замешательство. После некоторых раздумий начинают называть чернозёмы, транзитное расположение, “Южмаш”, самолетостроение, оборонку. К этому набору можно было бы добавить водные ресурсы, умеренный климат, остатки машино- и судостроения.
Однако есть одно существенное “но”. И заключается оно в том, что в каждом из перечисленных преимуществ мы демонстрируем устойчивую деградацию. И даже доставшийся “от Бога” климат меняется не в лучшую сторону в связи с глобальным потеплением. Можно смело предположить, что наши ощущения относительно этих преимуществ существенно расходятся с прагматичной оценкой конкурентов – как агрессивных, так и мирно настроенных.
Уверен, что главным конкурентным преимуществом Украины является трудолюбие и интеллект нации. Это факт, признанный во всем мире, но не осознанный в нашей стране. Украинские программисты, моряки, ученые, специалисты разных отраслей промышленности и науки высоко котируются в мире; украинская диаспора в любой стране является символом трудолюбия и уважаемой частью общества. Именно поэтому успех украинскому государству сможет обеспечить только та политическая команда, которая осознает это преимущество и способна создать условия для самореализации каждого украинца в собственной стране.
Одной из ключевых наших бед, идущих рука об руку с коррупцией и невозможностью защиты своих прав в суде, является тотальная монополизация всех сфер жизни страны. В современной Украине монополизировано все – и экономика, и политика. В этом смысле мы практически не отличаемся от современной абсолютно монополизированной России. Разница лишь в том, что Путин, используя остатки ресурсов государства, пытается, правда, в извращенной форме, конкурировать на мировой арене, а Порошенко, сосредоточившись на борьбе за монопольный контроль над всей страной и её ресурсами, даже не пытается сделать Украину независимым игроком.
Формы проявления монопольных устремлений Петра Порошенко разные, но целью их реализации является абсолютизация личной власти и присвоение ресурсов страны, а методами – разрушение принципа независимости ветвей власти, манипуляция инструментами выборного процесса и присвоение несвойственных властных полномочий. Все это сопровождается тотальным попранием Конституции.
В череде украинских президентов Порошенко – не первый, страдающий такой манией, но единственный, кто пытается это сделать в условиях войны, цинично манипулируя ею с целью локализации протестных проявлений.
Монополизация политической сферы позволила ему превратить Антимонопольный комитет Украины и национальные регуляторы, призванные обеспечить государственную защиту конкуренции и баланс интересов гражданина, бизнеса и государства, в инструменты глобального передела собственности и монопольного контроля над государством и его ресурсами во всех сферах экономической деятельности.