Спасение от банкротства режима Николаса Мадуро в Венесуэле и скупка активов за рубежом проели дыру в денежных потоках "Роснефти", из-за которой компания, вероятно, будет вынуждена резко сократить продажи валютной выручки на бирже.
К такому выводу пришли аналитики Райффайзенбанка, проанализировав отчетность “Роснефти” за второй квартал.
По итогам апреля-июня лидер российской нефтедобычи под управлением Игоря Сечина вновь сработал в минус по денежным потокам: на операционной деятельности компания заработала 41 млрд рублей, а на капвложения и инвестиции ушло почти в 5 раз больше.
Около 1 млрд долларов “Роснефть” выделила венесуэльской PDVSA в виде предоплаты за поставки нефти, хотя аналогичная сделка, заключенная в прошлом году, обернулась просрочкой на половину вложенных средств.
На начало июля у “Роснефти” осталось 439 млрд рублей денежных средств и их эквивалентов, почти вдвое меньше, чем в начале года. Из них в валюте две трети – 283 млрд рублей, или 4,8 млрд долларов.
Если добавить к наличным еще и финансовые активы, то у “Роснефти” есть 1,2 триллиона рублей, подсчитал Райффайзенбанк. Но даже при такой, максимально возможной оценке резервы компании почти вдвое меньше ее краткосрочного долга (2 трлн рублей), срок погашения которого наступает в ближайший год.
Операционного денежного потока, который генерирует “Роснефть” (1,1 трлн рублей), хватит лишь на капвложения (0,8-0,9 трлн) и дивиденды (0,1 трлн рублей), считают в банке.
“Но еще необходимо покрыть обязательства в рамках полученных предоплат по долгосрочным контрактам на поставку нефти (200-250 млрд рублей). Кроме того, около 3,5 млрд долларов может уйти на покупку 49% индийской Essar Oil”, – говорится в обзоре.
В условиях денежного голода во втором полугодии “Роснефть” может “заметно сократить продажу экспортной выручки для аккумулирования валюты”, предупреждает Райффайзенбанк.
Рублевые расходы компании – уплата налогов, пошлин и зарплат, – которые как правило финансируются за счет конвертации долларовых доходов в рубли, придется оплачивать с помощью увеличения долга.
“По нашему мнению, это будет фактором оттока валютной ликвидности с локального рынка и ослабления рубля”, – отмечают в банке.
“Роснефть” – главный поставщик в Россию иностранной валюты и ее крупнейший продавец на бирже. За полгода компания реализовала за рубежом нефти и нефтепродуктов на 32 млрд долларов.
Но к сожалению, несмотря на существенную выручку, “Роснефть” страдает “гигантизмом ради гигантизма” в ущерб эффективности, говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин.
“Компания тратит огромные деньги на приобретение активов, которые ей в принципе не нужны. В частности, огромные суммы в валюте были потрачены на приобретение активов в Индии, на кредиты, которые компания выдавала венесуэльским партнерам, на приобретение активов в этой Венесуэле, хотя они очень неаккуратно выплачивают все, что они должны выплатить в натуре и в деньгах”, – перечисляет он.
В этих условиях члены советы директоров “Роснефти” получают по итогам года больше 500 тысяч долларов каждый. “Если учитывать, что компания в нехорошем финансовом состоянии, то это, конечно, создает впечатление, что сама компания существует для того, чтобы финансово обеспечивать членов правления и членов совета директоров”, – говорит Крутихин.