Идет четвертый год после начала российской военной агрессии в Крыму и на Донбассе. Однако, несмотря на военную помощь Запада, летального оружия от союзников Украина так и не получила. По крайней мере, официально.
При этом разговоры о необходимости предоставить украинцам летальное оружие ведутся на Западе уже не первый год, причем на самом высоком уровне. Еще в сентябре 2016 года палата представителей Конгресса США одобрила закон H.R. 5094 «О поддержке стабильности и демократии в Украине», в котором наравне со списком санкций в отношении России, был указан перечень средств поддержки Украины, в том числе летально-оборонительных систем вооружений.
До этого в феврале 2016 года бывший командующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав порекомендовал правительству США предоставить Украине летальное оружие. Однако этого не произошло. В Вашингтоне решили, что экономическое и дипломатическое давление на Россию будет более эффективным, чем силовое. А посол Украины в США Валерий Чалый не исключил, что к вопросу поставок летального оружия стороны могут вернуться после президентских выборов в США.Однако избрание президентом Дональда Трампа никак не изменило ситуацию. В феврале 2017 года, американский сенатор-республиканец Джон Маккейн обратился к новому президенту со старой просьбой – предоставить Украине летальное оружие.
«В свете последних российских атак и перспектив будущей агрессии против Украины я призываю вас осуществлять полномочия, предоставленные вам в соответствии с законом о финансировании обороны на 2017 фискальный год, чтобы обеспечить оборонную летальную помощь Украине для защиты своей территории от дальнейших посягательств со стороны России и ее сепаратистских сторонников», – написал сенатор.
В марте просьбу выделить Украине летальное оружие озвучил верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Кертис Скапаротти.
Это произошло на слушаниях в сенатском комитете по вооруженным силам, после того, как сенатор-республиканец Джеймс Ингоф спросил генерала, согласен ли тот, что США должны предоставить Украине соответствующее вооружение.«Украинцы ведут очень суровую борьбу. Они – очень дисциплинированные солдаты. Но они противостоят, как их называют, сепаратистам, которые на самом деле связаны с Россией. Россия поставляет сепаратистам очень смертоносное оружие, россияне также испытывают там некоторое свое военное снаряжение. Мы должны усилить украинские Вооруженные силы настолько, насколько это возможно», – заявил Скапаротти.
Он добавил, что Россия использует Украину и Сирию как полигоны для испытания своего нового вооружения и отметил, что необходимо «рассмотреть вопрос о предоставлении Украине летального оборонительного оружия».
Нелетальная помощь США
Возможно, заявления влиятельных американских чиновников о необходимости обеспечения Украины оружием, Запад использует для давления на Россию, наряду с «глубокими обеспокоенностями». Однако регулярно обостряющаяся ситуация в зоне АТО говорит о том, что РФ по большому счету плевать на подобные предупреждения. А постоянное повторение мантры о том, что Украине нужно передать летальное оружие, ослабляет эффект от этой угрозы.При этом страны Запада активно помогают украинской армии по многим другим вопросам. За прошедшие годы ВСУ получили контрбатарейные радары, сухие пайки, мобильные госпитали, медицинское оборудование, медикаменты, приборы ночного видения, бронежилеты и каски, средства связи, беспилотники RQ-11B Raven и военные машины Humvee, только без вооружения. Иностранные инструкторы активно помогают в подготовке украинских военных, а западные медицинские учреждения принимают украинских раненых для лечения и реабилитации.
Кроме того, США помогают Украине финансами и кредитами. Правда, в апреле 2017 года украинский министр финансов Александр Данилюк в интервью The Wall Street Journal заявил, что Украина больше заинтересована в предоставлении помощи США «с военными поставками» и сохранении санкций против РФ, чем в деньгах.
Пакет западных санкций в отношении России, действительно, сохраняется и дополняется. А поставки военного снаряжения не прекращаются. В целом, ситуация с военно-техническим сотрудничеством стран НАТО и Украины довольно неплоха. Несмотря на избирательную глухоту в вопросах поставок летального оружия, в США активно интересуются украинской ситуацией и нуждами ВСУ. К примеру, в мае 2017 года бывший спикер Конгресса, соратник президента США Трампа Ньют Гингрич провел встречу с главредом сайта “Цензор.НЕТ” Юрием Бутусовым и координатором группы «Информационное сопротивление», нардепом Дмитрием Тымчуком.По словам журналиста, Гингрич интересовался обстановкой на фронте, ходом войны и эффективностью военной помощи Запада. Не исключено, что эта встреча станет еще одним аргументом «за» в споре по поводу необходимости поставки оружия Украине. В конце концов, во время предвыборной кампании 2016 года, советник Трампа уже высказывался за предоставление Украине летального оружия.
«Украинский народ имеет право защищать себя и свою страну. Вообще такая политика, поддержка украинской независимости только на словах, без предоставления современного оружия для защиты, является поражением для США», – заявлял тогда Грингрич.
На данный момент, спасением «утопающей» без сверхсовременных вооружений Украины занимаются сами «утопающие» в лице украинского «Оборонпрома», разрабатывающего новые вооружения и модернизирующего его советские образцы. Однако шансы на то, что Украина получит летальное оружие, остаются достаточно большими. Еще в декабре 2016 года Сенат США большинством голосов утвердил бюджет страны на 2017 год, который предусматривает $350 млн помощи Украине в оборонной сфере. Президент США Барак Обама подписал этот документ.В мае 2017 года Конгресс принял решение выделить не менее $238 млн на военную помощь и политику безопасности Украины, которые должны быть использованы до 1 октября. А всего военная помощь США Украине на 2017 год запланирована в сумме $350 млн. Трамп уже подписал консолидированный государственный бюджет США, в котором в числе прочих зафиксирована эта строка расходов. Таким образом, уже два американских президента подтвердили намерение вложиться в украинскую безопасность.
В 2014–2015 годах Штаты предоставили Киеву $760 млн в форме прямой поддержки. В 2016 году помощь США Украине составила более $600 млн. Учитывая, что Вооруженные силы Украины уже научились давать отпор врагу и постепенно продвигаются вперед, передача небольшой партии летального оружия вряд ли коренным образом скажется на ситуации на фронте.
Украина ведет войну на Донбассе с технологически близким противником. Действующая против нее группировка вооруженных сил РФ (1-й и 2-й армейские корпуса боевиков) пользуются тем же советским или постсоветским вооружением. При этом численность подразделений сепаратистов уступает украинской армии. В таких условиях переломить ход войны может разве что открытое вмешательство России, да и то не гарантированно.
Таким образом, в нынешних условиях уровень военно-технического сотрудничества со странами НАТО можно назвать достаточным. Однако есть еще один немаловажный фактор использования более современного оружия – оно поможет уменьшить потери бойцов ВСУ и повысит цену агрессии для врага.
Сейчас в зоне АТО наблюдается очередное серьезное обострение. 11 июня, в первый день безвизового режима с Европейским Союзом, из-за обстрела незаконными вооруженными формированиями насосной станции первого подъема Южнодонбасского водовода, сотни тысяч людей в Донецкой области остались без центрального водоснабжения. Причем, не в первый раз.
Также по данным штаба АТО, за предшествующие безвизу сутки на Донбассе погибли четверо украинских военных, шестеро получили ранения. Боевики 73 раза открывали огонь по позициям сил АТО. Чтобы дожать вопрос с предоставлением оборонительного летального оружия, Украине необходимо упирать на нарушения Минских соглашений со стороны сепаратистов.
Цена нарушения перемирия должна быть достаточно высокой, чтобы отбить у боевиков желание стрелять. Иначе на все достижения Украины в области реформ они будут отвечать сменой повестки дня на военную. Кроме всего прочего, это отдаляет окончание войны в Украине и делает цену победы все более высокой. Если ООН из-за противодействия России не может согласовать введение вооруженной международной полицейской миссии на Донбасс, предоставление летального оружия ВСУ может стать хорошей альтернативой миротворцам, наравне с санкциями. Кроме того, это станет четким сигналом того, что мировое сообщество устало мириться с агрессором.
Александр Комаровский