Крымские татары оказались ситуации, когда окружающая их реальность живет поперек всего того, во что они верят
Названы три причины, по которым крымские татары опасны для Кремля и советского прошлого России.
Об этом в своем блоге на “ЛІГА.net” рассказал обозреватель “Крым.Реалии” и ведущий телеканала ICTV Павел Казарин.
Постсоветские ценности
Как отметил он, из всех политических дел в Крыму на крымских татар приходится половина, при том, что их доля в населении полуострова не превышает одну шестую.
После оккупации крымские татары оказались наедине с Россией. Москва все это время проводит операцию по “принуждению к лояльности”. Однако, по словам журналиста, взаимопонимание между империей и крымскими татарами возможно лишь на условиях капитуляции: вопрос только в том, чьей.
Как отметил Казарин, война ведется не только между двумя странами, но и между ценностями: просоветской этикой и постсовесткая.
Крым и Донбасс оказались самыми уязвимыми регионами Украины, потому что на советское время пришелся “золотой век” их существования и ностальгия по советской жизни там невероятно сильна. Однако крымские татары оказались самыми несоветскими жителями полуострова: они не могут принять позицию государства, которое отправило их народ в депортацию, навесив клеймо “предателя”.
Крымские татары поддерживали оба Майдана. Но теперь они вынуждены жить в государстве, которое стремительно движется в прошлое, в котором 37 года назад этому народу не нашлось места.
Миф о ВОВ
“Кроме того, история крымских татар разрушает главную духовную скрепу современной России – миф о “Великой Отечественной”. Любые рефлексии на тему ВОВ в России недопустимы: единственно возможная трактовка тех событий – “борьба абсолютного Добра с абсолютным Злом”, – обратил внимание обозреватель.
При этом депортация крымских татар разрушает это патриотическое уравнение. Потому что для Крыма освобождение от нацистов не стало триумфом Добра, а наоборот стало Злом.
В то же время, любой просоветский человек сразу скажет, что депортация крымских татар была логичным наказанием за коллаборационизм и что, каяться нужно не перед крымскими татарами, а они должны это сделать.
При этом у крымских татар огромный опыт борьбы за свои права. Началось все в Центральной Азии, когда родилось их национальное движение за возвращение в Крым. Этот опыт пригодился в Крыму, когда украинская власть предпочитала заигрывать с просоветским электоратом, отдавая полуостров на откуп “регионалам” и коммунистам. У крымских татар был свой курултай (неофициальный этнический парламент) и меджлис (неофициальное этническое правительство), которые, не имея юридического статуса, были теми игроками, с которым остальные вынуждены были считаться.
Последние же три года Москва занимается тем, что пытается лишить крымских татар их субъектности: запрет меджлиса, изгнание политических лидеров, обыски. Для Москвы любой внесистемный игрок – это угроза, с которой нужно не договариваться, а уничтожать.
Миф о “исконно русском Крыме”
Кроме того, крымские татары для России – это главные разрушители мифа про “исконно русский Крым”. Ведь российская история полуострова – это лишь небольшой период в истории с 1783 по 1954 годы.
Как подчеркнул Казарин, вся трагедия крымских татар именно в том, что они оказались с Россией наедине. Они не могут покинуть Крым, поскольку у них нет родины вне полуострова и сама идея добровольной депортации после пятидесяти лет жизни в изгнании кажется недопустимой.
При этом у них нет возможности вести переговоры с позиции силы – их всего 15% от численности населения полуострова и они вынуждены сопротивляться попыткам Кремля себя ассимилировать и растворить.