Рынок французского госдолга находится по сути на пороховой бочке в связи с угрозами пересмотреть политику выплат по облигациям, о которой заявила партия "Национальный фронта" во главе с Марин Ле Пен.
Россия продолжает ускоренным темпами выводить свои международные резервы из государственных облигаций Франции, которым международные рейтинговые агентства прочат дефолт в случае, если на выборах президента страны в апреле победу одержит Марин Ле Пен.
По итогам последнего отчетного квартала Банк России сократил вложения в госдолг Франции еще на 5 млрд евро, или 8%, – до 61 млрд евро, следует из обзора ЦБ по управлению валютными активами и курсовых расчетов finanz.
За 9 месяцев центробанк продал французских бумаг на 9,9 млрд евро, сократив их долю на балансе до минимума за 7 лет (20,1%).
Почти все выведенные деньги – 7,2 млрд евро – ЦБ вложил в облигации Германии, увеличив их долю с 13,8% до 16,3%, или 49,4 млрд евро, а также в японскую иену, вес которой в резервах вырос до исторического максимума в 3,1%.
Отказ от инвестиций во Францию резкий поворот в политике ЦБ: долгое время именно французские облигации были “любимым” активом центробанка для хранения резервов. Согласно статистике регулятора, Россия по-крупному вложилась в эти бумаги в 2011 году, разметив в них нефтедолларовые доходы на сумму 40 млрд евро.
К началу 2014 года доля французских облигаций в распоряжении ЦБ превышала его же вложения в госдолг США (31,1% от резервов против 30,6%).
С тех пор на фоне политического и долгового кризиса в зоне евро, падения курса европейской валюты до минимума за 12 лет Россия сократила инвестиции во Францию на 41%, распродав бумаги в общей сложности на 39 млрд евро.
Впрочем, позицию ЦБ можно понять. Рынок французского госдолга находится по сути на пороховой бочке в связи с угрозами пересмотреть политику выплат по облигациям, о которой заявила партия “Национальный фронта” во главе с Марин Ле Пен, говорит глава департамента суверенных рейтингов международного рейтингового агентства S&P Моритц Крамер.
В феврале представитель “Национального фронта” сообщил Financial Times, что с случае избрания Ле Пен намерена отказаться от выплат по государственному долгу в евро и перевести их во вновь учрежденную валюту – французский франк.
Такой пересмотр коснется 80% всех французских облигаций на сумму 1,7 триллиона евро, заявил стратег партии Дави Рашлен.
С точки зрения международных норм это будет означать дефолт, говорит Крамер из S&P. “Здесь не может быть двойной трактовки. Если эмитент не выполняет своих контрактных обязательств, включая валюту выплат, это считается дефолтом”, – заявил он FT.
С юридической точки зрения провести обмен долга возможно: значительная доля гособлигаций Франции выпущена в национальной юрисдикции. “Поскольку долг регулируется французским законодательством, им достаточно будет сменить закон”, – объясняет партнер Allen & Overy по долговым рынкам Мэтью Хартли.