На днях в Верховной Раде должен был повторно рассматриваться законопроект о госконтроле качества и безопасности пищевых продуктов, кормов и животных (№0906). Как отмечают его авторы, документ призван гармонизировать украинское законодательство с европейскими нормами.
Но украинские защитники прав потребителей говорят, что наше законодательство во многом и так соответствует лучшим европейским практикам, но вот незадача — его никто не выполняет. И даже в суде далеко не всегда удается добиться наказания недобросовестных производителей.
«К сожалению, наша организация была вынуждена отказаться от сотрудничества с госорганами, так как это не дает никакого эффекта. Ни Госпродпотребслужба, ни МВД или СБУ не могут прекратить нарушения, не говоря уже о том, чтобы остановить опасное производство. Теперь мы через СМИ активно распространяем информацию о всех наших проверках и результатах тестов», — рассказал UBR.ua заместитель председателя правления ВОО «Союз потребителей Украины» Олег Цильвик.
В качестве едва ли не единственным действенным инструментом борьбы с производителями некачественной продукции эксперты называют предание огласке информации о тех или иных товарах.
Впрочем, производители некачественной продукции активно судятся с теми, кто «порочит» их репутацию. Это существенно дешевле, чем тратиться на выпуск хороших товаров.
Тюленье масло и таблетки «от всего»
«На первом месте по количеству подделок и нарушениям норм — молочная продукция: сливочное масло, плавленые сыры, сгущенка, сметана, кефир и даже детское питание. Затем идут соки, кондитерские изделия, крупы, вино и коньяк», — сообщила почетный президент общественной организации «Всеукраинская ассоциация защиты прав потребителей «Потребительское доверие» Ирина Кравченко.
По ее словам, из 40-50 образцов сливочного масла, отбираемого на экспертизу, примерно 70% оказывается фальсификатом.
«Есть случаи, когда молочный жир полностью заменяют растительными или животными жирами, происхождение которых даже нельзя определить. Мы не знаем от каких животных, когда и как был взят этот жир — тюлений он, олений или еще чей-то — неизвестно», — говорит Кравченко.
В крупах нередко можно найти различные примеси или зараженное вредителями зерно. Нарушения зафиксированы и в отношении муки, нерафинированного растительного масла и прочих бакалейных товаров.
Как отметил Олег Цильвик, безнаказанность производителей приводит к тому, что продукты не просто становятся хуже, зачастую они представляют реальную угрозу для здоровья людей.
«К нам везут просроченные импортные продукты, чтобы, перебив маркировку, продать в Украине по дешевке. Это, в свою очередь, породило новую волну производства и продажи подделок иностранных брендов, которые здесь выдают за контрабанду. Это касается лекарств, бытовой химии, стиральных порошков и т.п. Подделку выдает, например, одинаковый штрих-код на упаковках разных производителей из разных стран», — пояснил UBR.ua Цильвик.
Также бывает, что инструкции на одно и то же лекарство в Украине и за границей сильно отличаются по широте спектра действия, побочным эффектам и пр. Либо просто продают копеечное средство, например, глюконат кальция, под видом дорогих таблеток.
Эксперты отмечают, что главным критерием для потребителя сейчас является цена, а потому на рынке даже легально ввезенные импортные товары отличаются от европейских аналогов. Например, в составе украинских кетчупов количество томатов редко превышает 17-20%, а в странах ЕС этот показатель примерно в четыре раза выше.
«Это нормальная ситуация для Европы: товар на рынке Польши, где средняя зарплата составляет 500-600 евро, стоит, условно 1 евро, а в Швейцарии со средним доходом граждан в 4-5 тыс. евро, такой же продается за 7-10 евро. Потому что это товары разного качества», — объяснил гендиректор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
По его словам, европейский производитель, соблюдая нормы безопасности продукта, может сократить объем дорогих ингредиентов или упростить технологию производства для снижения цены на конкретном рынке с низкой покупательной способностью.
«Мало того, недавно я столкнулся тем, что в Киеве стало трудно найти говядину приемлемого качества. Пришлось обойти несколько магазинов, потому что не везде она была. Мясо по цене больше 100 грн/кг пользуется слабым спросом и исчезает из продажи», — рассказал Алексей Дорошенко.
Так происходит и с другими дорогими ингредиентами при производстве продуктов питания. Поскольку отечественные органы госконтроля, пребывая в состоянии перманентного реформирования, не имеют достаточного штата персонала, инструментария и денег для проведения экспертиз, бизнес все меньше боится возможного наказания за нарушение технологий производства. Различные моратории на проверки лишь усугубляют ситуацию.
Неподсудная еда
Эксперты констатируют, что в Украине не существует отдельного органа исполнительной власти, который бы защищал права потребителей. Еще в 2015 году Кабмин планировал привести защиту прав потребителей к нормам ЕС, включая борьбу с дискриминационной ценовой политикой, обеспечение доступа к полной информации о товаре, а также пресечение попыток обмана потребителя.
Как отмечает Олег Цильвик, в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, Украина обязалась это сделать до конца 2017 года.
Однако неспособность потребителей отстаивать свои права привела к тому, что по отдельным сегментам рынка уровень фальсификации переваливает за 80%.
«Закон о госконтроле и надзоре гласит, что жаловаться в контролирующие органы может исключительно физлицо. Общественная организация может написать жалобу и приложить все результаты экспертиз и протоколы испытаний, однако госорганы никак на это реагировать не будут», — сетуют в «Союзе потребителей Украины».
Кроме того, по словам экспертов, действующий закон о защите прав потребителей фактически не распространяется на продукты питания.
«Из закона исчезло слово качество. Его заменили термином безопасность. Но и выполнение стандартов у нас теперь тоже дело добровольное. Поэтому многое остается исключительно на совести самого производителя продуктов питания», — заметила Ирина Кравченко.
Кто-то создает свои ТУ или вовсе игнорирует стандарты, кто-то пишет на упаковке, что товар сделан по стандарту, а анализы показывают обратное.
«С 2007 года закон изменили и теперь анализы проб государство обязано проводить за свой счет, а не за средства производителя. Вроде бы прогрессивная норма, но она не выполняется из-за регулярного недофинансирования или выделения денег в конце года. За два месяца контролеры физически не успевают освоить эти средства», — поясняют в ассоциации защиты прав потребителей «Потребительское доверие».
Сегодня стоимость анализа колеблется в пределах 600-1400 грн, в зависимости от исследуемых параметров. Платить такие деньги из своего карману человек не будет, ему проще просто выбросить пачку масла, в качестве которого он усомнился.Данные же анализов, за которые платят потребительские ассоциации, легко оспариваются в украинских судах.
«Оспаривается не сам акт лаборатории, аккредитованной по международным стандартам, а процедура отбора проб. Например, у нас производители оспаривали результаты тестов потому, что пробы отбирались не в присутствии представителя компании-производителя», – говорит Ирина Кравченко.
Либо прилагают исследования других лабораторий, где исследовалась та же продукция, но из другой партии. Но суды по формальным признакам признают наши результаты тестов неправомерными.
«Когда производители подают в суд на общественные организации, то нам даже не дают высказаться, а дела, которые должны распределяются электронной системой по странному стечению обстоятельств попадают к одним и тем же судьям», — добавил Алексей Дорошенко.
Судиться потребителям за свой счет очень дорого. По словам Олега Цильвика, только судебный сбор потянет минимум на 600 грн и еще столько же — составление иска и подготовка документов. Надо также оплачивать работу юриста на каждом заседании и эти суммы нельзя предугадать заранее. Плюс — оплата экспертиз.