С моей точки зрения, нет никаких признаков перемены стратегий Кремля, потому что два десятка российских спецназовцев на границе с Ливией нельзя назвать массированным российским вмешательством. Они и раньше там были, может быть, в меньшем составе или этот факт был менее известным. Это первое.
Второе. Стратегия у Кремля остается прежней – это дестабилизация ситуации везде, где только можно дестабилизировать. Вот это основная проблема путинской политики, как внешней, так и внутренней. Нет ресурсов для того, чтобы улучшить жизнь в России, статус налогоплательщиков, пенсионеров, выполнение обязательств Путина – на это денег не хватает потому, что на это требуется денег много.
А на то, чтобы ухудшить жизнь соседей, помешать им налаживать новый независимый от России быт, – денег хватает. Это действительно на несколько порядков меньшие затраты. Испортить всегда легче, чем построить. Ломать – не строить, душа не болит – есть такая русская формула.
Так вот, поскольку ресурсов мало, инвестировать в свои собственные территории нечего, денег не хватает, а хочется играть существенную роль в международной политике, идет выбор на подрыв того, что существует.
Например, не удается создать новую операционную систему сопоставимую с Windows, зато можно испортить ее качество с помощью хакеров. Это гораздо дешевле, и это не требует создания реальной конкурентной и эффективной экономики, социальной среды, которая способствует развитию такого рода вещей. А вот испортить уже существующую систему – гораздо дешевле.
Это тактика партизанской и гибридной войны, которая прослеживается буквально везде. Построить паровоз трудно, а взорвать его или рельсы, по которым он едет – достаточно легко. Мы это и наблюдаем. Наладить жизнь на Донбассе трудно и дорого, не хватает ресурсов. А вот поддерживать там постоянно тлеющий конфликт, подбрасывая ограниченное количество оружия, боевиков, подкармливая гопников – это недорого. Это можно.
Потенциала для того, чтобы создать эффективную экономическую альтернативу той самой Украине, например, нет. Зато можно испортить Украине жизнь. В частности поддерживая экстремистов левого и правого толка, в том числе и националистического. В этом смысле мы наблюдаем одно и то же, что в Германии, что во вмешательстве в избирательные процессы США, Франции, что сейчас и в Ливии.
Два-три десятка и несколько беспилотников – это же копейки. Улучшить ситуацию в Ливии нельзя, зато можно ее там ухудшить, а потом возложить ответственность на США и вообще на всю западную цивилизацию. Стратегия понятна, она определяется ограниченностью ресурсов, а в долгосрочном плане она контрпродуктивна.
Ну а сколько можно мешать? В конце концов ты же вызываешь во всех раздражение. Россия с каждым годом все увереннее нарабатывает себе имидж дестабилизатора. Будь то Сирия, будь то Ливия, Украина, “ЛДНР”. За все это платит население.
Самое печальное, что эта стратегия разрушает имидж России, как ответственного государства. Россия постепенно деградирует до уровня стран-изгоев. Это очень прискорбно наблюдать. А еще более прискорбно, что платить за все это приходится населению. Что в Ливии, что на Донбассе, в значительной степени и в Украине.
Если бы не было постоянного искусственного поддерживания конфликта, Украина развивалась бы более эффективно. Хотя я вовсе не склонен идеализировать нынешнее украинское руководство, у которого своих бревен в глазах с избытком. Но интерес России состоит в том, чтобы этих бревен было побольше.