В прошлом году все то время, когда американские граждане были вынуждены участвовать в самой безобразной избирательной кампании новейшей истории США, российские СМИ муссировали тему феномена Дональда Трампа.
Кремлевские представители продвигали мысль о том, что президентство Трампа было бы наиболее выгодным для России. За месяц до выборов Трамп озвучил повестку дня своего будущего президентства, которая содержала настолько категоричные антинатовские положения, каких не выдвигал даже президент России Владимир Путин.
Довольно близкий к Трампу политик Ньют Гингрич предположил, что Соединенные Штаты не обязаны защищать Эстонию, своего союзника по НАТО, в случае нападения России. Трамп намекнул, что он, возможно, согласится снять санкции и признать аннексию Крыма.
На съезде Республиканской партии штаб Трампа протолкнул всего лишь одно изменение в тексте избирательной платформы, состоящем из 35,000 слов – отмену пункта в поддержку плана вооружать украинских военных, чтобы те могли сражаться с российскими оккупантами. Теперь мы знаем, что это было сделано в то время, когда за кулисами соратники Трампа регулярно проводили встречи с послом России в США. Факт этих контактов новая администрация категорически отрицала, пока информация не просочилась в прессу.
В то время, когда Клинтон была готова вступить в жесткую конфронтацию с Россией по целому ряду ключевых вопросов внешней политики, было похоже, что Трамп соглашается принять линию Кремля. Например, находясь на посту госсекретаря, Клинтон занимала резкую позицию против режима Асада в Сирии-это явно не совпадало с интересами Кремля. Трамп, богатый владелец элитной недвижимости, близкий к России, имеющий свою историю заключения сделок в этой стране, заработавший на этом большие деньги, был для Москвы гораздо более приятной фигурой. Он критиковал ЕС, иммиграционную политику и НАТО-по всем этим позициям сталкиваясь с Клинтон – выступая, таким образом, в унисон с Кремлем.
Как результат, Кремль, вероятно, засучил рукава и хорошо поработал, чтобы помочь Трампу победить на выборах – проведя пропаганду в государственных СМИ, а также, прибегнув к более противонравственным методам – взломав почтовый сервер Национального комитета Демократической партии.
Но как заметил на страницах Atlantic Council американский политолог Ариэль Коэн, «это был, пожалуй, самый короткий медовый месяц, и он уже закончился». Российские военные значительно усилили боевые действия на востоке Украины, Кремль продолжает расширять свое влияние в Сирии, а между Вашингтоном и Москвой вновь возникает напряженность. Российским СМИ дано указание уменьшить количество упоминаний о Трампе и не допускать о нем однозначно комплиментарных отзывов. Антиамериканизм в России снова вернулся в моду.
Между тем, ошибочно полагать, что Кремль недоволен текущим развитием событий. Роман российского правительства с Трампом был продиктован скорее желанием поощрить анти-американские настроения, чем стремлением к сближению. Стиль освещения российско – американских отношений в российских СМИ иллюстрирует эту тенденцию. Внимательное изучение подконтрольных Кремлю изданий, работающих на русском и английском языках, показывает, что российские СМИ никогда не был про-трамповскими, но были настроены резко против Клинтон.
К Трампу существовало, в общем, нейтральное отношение, составляемое за счет чередования положительных и отрицательных комментариев, в то время как Клинтон Кремль представлял как апологета теорий заговора и агрессивной политики. В российских текстах о Трампе, как правило, доминировал тезис о том, что США не являются настоящей демократией, эта страна настроена против любого своего политика, подобного Трампу, который не видит в России врага. Звучали даже предупреждения о том, что американский эстеблишмент, вероятно, постарается найти способ саботировать успех Трампа. Таким образом, многие статьи, выглядевшие как “про-трамповские”, содержали на самом деле пропаганду против Клинтон, которую как российские СМИ, так и штаб Трампа называли выдвиженцем американского правящего класса.
Но Кремль формировал выгодное ему на тот момент впечатление о Трампе, когда Клинтон уверенно лидировала в опросах. И судя по всему, Москва никак не ожидала, что Трамп победит. Это означает, что теперь Кремль вынужден искать новые предлоги для атаки на Соединенные Штаты. Антиамериканизм, отшлифованный российскими СМИ, сейчас просто возвращает форму.
Вот один интересный поворот, который делают российские СМИ – они предупреждают о том, что американское общество исчерпало свой потенциал, и в стране назревает конституционный кризис. 5 марта Дмитрий Киселев в своей телепрограмме выразил озабоченность по поводу происходящего в США. Приверженность определенной партии и связанные с этим противоречия раздирают государство на части, заявил он. “Америку сжимают тиски ненависти”, – предупредил он зрителей, ситуация, по его словам, осложняется существующей в США культурой “свободного доступа к оружию”.
Но не позволяйте Киселеву одурачить себя: это именно то, чего Кремль добивается. Москва не хочет «перезагрузки» в отношениях с США. Во власти российских военных прекратить боевые действия в Украине, как только они захотят. Во власти России атаковать ИГИЛ в Сирии, или помочь преодолеть гуманитарный кризис и провести переговоры по политическому урегулированию этого кризиса.
Реальность такова, что существующее сегодня насилие в этих регионах – это часть кремлевского плана. Для Кремля очень выгодно, что США так увязли в своем собственном политическом кризисе, что даже происходящее в Украине и Сирии выпали из фокуса зрения американской прессы.
Санкции, несомненно, вредят россиянам, но правительству Путина удалось сделать Запад причиной всех своих экономических трудностей. Как результат, Путин по-прежнему имеет высокий уровень поддержки, тогда как его визави в США установил рекорд, получив громадное число противников в самом начале своего президентства. Хорошие отношения с Соединенными Штатами это не то, на чем сосредоточена кремлевская пропаганда. Вместо обоснования необходимости разрядки в отношениях с Западом после многих лет развития антагонизма, Москва может использовать отсутствие взвешенности в нынешней политике Вашингтона как лучший пример провала усилий Запада по утверждению “демократии” и “прав человека”.
“Политический развод” – это для Кремля воплощение мечты. Для этого, возможно, была проведена кропотливая работа. Медовый месяц окончен – оказалось, для Москвы брак был фиктивным.